22/08/2014

Темная материя заявила о себе

Таинственный сигнал, идущий от галактических скоплений, зафиксирован учеными. Очень слабый, не поддающийся объяснению сигнал, может являться первым проявлением пронизывающей всю Вселенную, темной материи.

Ведь сомнений нет, в том, что она существует – об этом говорят множественные косвенные доказательства, и в том, что на долю ее приходится большая часть массы Вселенной. Однако, пока еще не могут объяснить ученые, чем на самом деле она является.

Оценить же ее массу возможно, ведя наблюдения за галактическим кластером, точнее, по тому, как сильно его огибает свет. Пространственно-временной изгиб и масса скопления тем больше, чем сильнее влияние на световые пучки. Астрономы, проводящие оценку массы скопления, могут подсчитать только видимую материю. Но, массы звезд оказывается недостаточно, чтобы приводить к таким искривлениям времени и пространства. Это «невидимое» что-то и является темной материей, т.е. неизвестной.

Основную часть ее занимает предположительно небарионное вещество, которое, в отличие материи барионной, нам знакомой по нейтронам, протонам и кваркам, связывающим их, с электромагнитным излучением не взаимодействует. Это означает, что человек не может ее видеть непосредственно.

Но, возможно наблюдать за вызванными ею гравитационными эффектами, поскольку с обычной материей она взаимодействует. Полученный сигнал при наблюдении за рентгеновским излучением одного из далеких скоплений, зафиксированный астрономами, не удалось пока связать ни с одной химической реакцией, ни с известными элементами.

Большинство кластеров состоят из тысяч галактик, которые между собой связаны гравитационно. Например, наш Млечный путь относится к небольшой галактике, хотя в его составе находится сверхтяжелая Андромеда и еще примерно тридцать иных галактик. Такие огромные гравитационные острова, считают ученые, являются настоящим сосредоточением темной энергии, поэтому и поиски ее ведутся именно в них.

Космос в таких скоплениях не пустой. Он в действительности заполнен горячим газом, который накапливался миллионы лет, выделяемый при взрывах сверхновых. В составе его присутствуют: сера, неон, кислород, аргон, магний, кальций, кремний, хром, никель, железо, марганец, которые астрономы уже научились идентифицировать по рентгеновским сигналам. Но, в данном случае, полученный сигнал не вписывается в существующие шаблоны.

Сигналы разной силы обнаруживаются и в других скоплениях, что вполне может быть объяснено, как рентгеновское особое излучение, полученное при распаде «стерильного нейтрино» (гипотетического). И тип этот небарионной частицы может быть первым кандидатов на неизвестную темную материю.

В любом случае, получен реальный, неизвестный до настоящего времени, сигнал, что является настоящим «открытием», которое необходимо изучать, что и собираются предпринять специалисты после запуска рентгеновской обсерватории Astro-H, которую обещают японцы уже в следующем году.

Темная материя и карликовые галактики