20/06/2013

Марс обладал 4 млрд лет назад кислородной атмосферой

Планетологами было установлено, что атмосфера Красной планеты 4 миллиарда лет назад была богата O2, то есть на Марсе кислородная атмосфера появилась значительно раньше, чем на Земле. Это указывает в очередной раз на возможность существования жизни на планете в далеком прошлом.

Подробные сведения исследования, выполненного учеными из Оксфордского университета, были опубликованы в журнале Nature.

С целью проследить эволюцию Марса, авторы статьи в ходе работы сравнивали химический состав всех упавших на Землю марсианских метеоритов и скал, исследованных марсоходом Spirit. Было установлено, что космические камни и скалы были образованы из застывших вулканических пород, схожих с базальтами земного происхождения. Однако образование их произошло в разное время. Так, возраст метеоритов, по оценкам ученых, составляет 1,4 млрд – 180 млн лет, тогда как возраст скал – почти 3,7 млрд.

Исследователям удалось определить концентрацию никеля в метеоритах: она оказалась в 5 раз ниже, чем в древних скалах Марса, а таких веществ, как фосфор и хлор в них, наоборот, присутствовало больше. Возможно, такое соотношение связано с вариациями регионального характера (марсианские метеориты происходят по большей части с плато Форсида, а не из кратера Гусева). Однако специалисты такое различие объяснили колебаниями концентрации кислорода в мантии Красной планеты.

Накоплению никеля, как объяснили ученые, благоприятствует окисление серы, содержащейся в изобилии в марсианской мантии. Значит на первых этапах эволюционного развития Марса, в период формирования богатых никелем базальтов, кислород в процессе погружения участков коры (субдукции) попадал в верхние слои мантии. Это свидетельствует о том, что 3,7 млрд лет назад O2 уже присутствовал в атмосфере Марса.

Тем временем, более молодые базальты, благодаря которым появились метеориты, образовались во время излияния глубинных слоев мантии - места, куда кислород не успел проникнуть. Если данная гипотеза верна, то на Марсе в древности были не только вода и тепло, но и кислород. Принимая во внимание тот факт, что кислород в земной атмосфере появился 2,5 млрд лет назад благодаря деятельности живых организмов, можно предположить, что, вполне вероятно, они существуют и на Марсе.

В NASA назвали 7 главных опасностей полета на Марс

Ведущий специалист отдела исследования NASA Крис Мекки назвал семь основополагающих факторов риска, которым неизбежно будет подвержен астронавт в условиях Марса. Специалисты научной лаборатории не один раз высказывали негативное мнение по поводу колонизации красной планеты. Первостепенным фактором, грозящим летальным исходом, является сближение с красной планетой на космическом корабле.

Раньше на земле практически не было кислорода