14/03/2013

Большие глаза неандертальцев стали причиной их исчезновения

Вымирание неандертальцев антропологи из Оксфордского университета связали с размером их глаз: большие глаза древних людей были приспособлены к сумеречному зрению. Краткое содержание исследовательской работы опубликованной в журнале Proceedings of Royal Society B, передает BBC News.

Группа ученых во главе с Эйлундом Пирсом (Eiluned Pierce) выполнила сравнительный анализ черепов 13 неандертальцев, а также 36 представителей вида Homo sapiens. Так, глазницы неандертальцев в среднем оказались на шесть миллиметров больше людских. Результаты предыдущих исследований, которые показали зависимость между размером зрительного участка мозга и размером глаз приматов, позволили ученым связать полученные данные со строением мозга неандертальцев.

В ходе эволюции, как считают исследователи, глаза неандертальцев увеличились в виду необходимости адаптироваться к темным ночам, характерным для северных широт. Это повлекло за собой увеличение области мозга, отвечающей за зрение, однако за счет этого неандертальцы утратили способность общаться с соплеменниками.

Эти перемены привели к тому, что неандертальцы стали проигрывать в борьбе конкурентами – людьми, с которыми им приходилось сосуществовать в свои последние годы. Современные люди в Европу пришли из солнечной Африки и, как полагают авторы исследования, в особо остром зрении не нуждались. Это позволило им большие части мозга отдать под развитие коммуникации и способности к изобретениям. Таким образом, к моменту наступления ледникового периода кроманьонцы уже могли формировать большие группы и шить себе одежду, в то время как неандертальцы использовали, спасаясь от холода, цельные куски шкур, отличающиеся меньшей эффективностью.

Неандертальцы – гоминиды, населявшие в период от 230 до 24 тысяч лет назад Европу и Северную Азию. Одна из наиболее распространенных теорий вымирание неандертальцев связана с конкуренцией древних людей с людьми современного типа. Подробности того, каким образом происходила конкуренция, продолжают оставаться предметом горячих научных споров. Так, согласно сведениям недавно опубликованного исследования, неспособность неандертальцев охотиться на кроликов стала причиной их вымирания.

Лица Неандертальцев не были приспособлены к холоду

Новые исследования черепов Неандертальцев показали, что черты лица древних людей, которые считались свыше столетия, сформировавшимися в связи с адаптацией к экстремальному холоду, скорее всего никак не относились к условиям ледникового периода

Чистокровных Homosapiens в природе не существует

Кто такой современный человек с точки зрения генетики? До 1984 г. считалось, что генотип современных жителей Земли однороден и не отражает никаких результатов межвидового скрещивания. Однако британские ученые доказали, что это не так. Чистокровных Homosapiens на планете уже не осталось. Каждый из нас несет до 2 % генов неандертальцев или денисовцев. В последние годы обнаружены также гены, принадлежащие пока неизвестному виду людей.

«Денисовцы» подарили современному человеку иммунитет к ВИЧ