05/03/2013

Физикам удалось обойти принцип неопределенности

Специалисты из университетов Рочестера и Оттавы напрямую выполнили измерения поляризации света одновременно в двух различных базисах. Сведения были опубликованы в Nature Photonics, а на сайте Университета Рочестера приведен обзор работы.

Физики смогли обойти принцип неопределенности Гейзенберга, одновременно выполнив как горизонтально-вертикальную, так и диагональную поляризацию света для одной волны. С помощью эффекта двойного лучепреломления в кристалле света, группе ученых удалось разложить волну на поляризованные составляющие дважды, не допуская при этом коллапса волновой функции.

Принцип неопределенности заключается в невозможности точного определения одного параметра квантовой системы без влияния на другие сопутствующие параметры. Что касается поляризации света, то измерить сразу поляризацию одного и того же фотона по горизонтально-вертикальному базису, а также по диагональному невозможно, поскольку первое разделение волны на поляризованные составляющие (горизонтальную и вертикальную, например) скажется на всех последующих.

В ряде экспериментов группа ученых во главе с Робертом Бойдом (Robert Boyd) применяла слабое квантовое измерение, которое было продемонстрировано впервые в 2011 году в ходе одновременного измерения двух составляющих волновой функции – действительной и мнимой. Свет не полностью разделялся при прохождении через первый тонкий кристалл на горизонтальную и вертикальную поляризованные составляющие. Оставалась область перекрытия, служившая в качестве основы для измерения диагональной и антидиагональной поляризации на втором кристалле.

Ранее исследователи применяли метод квантовой томографии для однозначного определения всех параметров квантовой системы. Данный метод заключается в многократных измерениях в разных базисах. Он требовал значительных усилий относительно обработки полученных данных. Прямое определение параметров системы, требующее для уточнения результата нескольких измерений, позволит ускорить в значительной степени решение подобных задач.

Почему квантовых котов так сложно увидеть?

Существуют ли параллельные Вселенные? Это только один из множества интригующих вопросов квантовой физики. Исследователи из университетов Калгари, Ватерлоу и Женевы, опубликовали статью в журнале Physical Review Letters, в которой объяснили, почему мы не видим физического проявления эффектов квантовой механики. "Квантовая физика работает с невероятной точностью для очень маленьких вещей, но когда дело доходит до вещей более крупных, то становится практически невозможно сколько-нибудь точно подсчитать фотоны.

Ученые найдут новое определение килограмма

Ученые из Франции все ближе к нахождению не физического определения килограмма. Металлическая мера, которая считается международным стандартом, со временем теряет вес. Исследователи предупреждают, что их работа находится в процессе, но в случае успеха, придет конец сроку службы последнего изготовленного человеком объекта, который служит фундаментальной мерой измерения

Китайские физики телепортировали фотоны на расстояние в 100 км

Мы привыкли ассоциировать телепортацию с научной фантастикой, тогда как на самом деле - это уже давно не выдумка. Два года назад китайские физики побили рекорд по дальности квантовой телепортации, телепортировав фотоны на расстояние более 16 км. Новое достижение той же команды вновь бьет рекорды дальности, переместив фотоны на 97 километров. Квантовая телепортация выглядит не совсем так, как это представлено в "Звездном пути". При телепортации фотона, перемещается не сам фотон, а информация, описывающая его.