20/12/2011

Почему квантовых котов так сложно увидеть?

Существуют ли параллельные Вселенные? Это только один из множества интригующих вопросов квантовой физики. Исследователи из университетов Калгари, Ватерлоу и Женевы, опубликовали статью в журнале Physical Review Letters, в которой объяснили, почему мы не видим физического проявления эффектов квантовой механики.

"Квантовая физика работает с невероятной точностью для очень маленьких вещей, но когда дело доходит до вещей более крупных, то становится практически невозможно сколько-нибудь точно подсчитать фотоны. Поэтому так трудно увидеть эти эффекты в нашей повседневной жизни", - сказал Кристофер Саймон, преподаватель физики и астрономии в Калгарском университете и один из ведущих авторов статьи.

Хорошо известно, что квантовые системы очень хрупки. Когда фотон взаимодействует с окружающей средой, даже в самой малой степени, то суперпозиция разрушается. Суперпозиция - это фундаментальный принцип квантовой физики, который гласит, что системы могут существовать во всех возможных состояниях одновременно. Но при измерении или наблюдении, мы увидим только одно из состояний.

Этот эффект известен под названием декогеренция. Последние несколько десятилетий проводились интенсивные исследования этого явления. Идея декогеренции в виде мысленного эксперимента была сформулирована Эрвином Шредингером, одним из отцов-основателей квантовой физики, в его знаменитом парадоксе с котом: кот в коробке может быть одновременно живым и мертвым.

Но как замечают авторы этого исследования, декогеренция далеко не единственная причина, по которой мы испытываем трудности с наблюдением квантовых эффектов. Чтобы увидеть их, необходимо производить измерения с чрезвычайной точностью. Саймон, совместно с командой ученых, изучил феномен "кота" на конкретном примере определенного квантового состояния с применением большого числа фотонов.

"Мы продемонстрировали, что для того, чтобы увидеть квантовую природу этого состояния, необходимо уметь точно подсчитывать количество фотонов задействованных в нем", - сказал Саймон. "Это становится все сложней по мере увеличения количества фотонов. На данном этапе развития науки, мы можем различить где один фотон, а где два, но отличить где миллион фотонов, а где миллион плюс один остается за гранью наших возможностей".

IBM совершила прорыв в области квантовых компьютеров

Исследователи из IBM сообщили о разработке супепроводникового кубита, состоящего из кремния. Впервые разработан квантовый компьютер, который находится в состоянии когерентности достаточно долгое время, для проведения вычислений. Звучит многообещающе - давайте разберемся, что же это значит на практике. В обычных компьютерах информация измеряется в битах, которые могут принимать значение 0 или 1. В отличие от них, квантовые компьютеры используют квантовые биты или "кубиты".

Новый кремниевый чип сделает возможным массовое производство квантовых компьютеров