28/02/2013

Ученые создали головастиков с глазами на хвосте

Биологи обнаружили, что значительное расстояние от головного мозга у головастиков не препятствует частичному восстановлению зрения пересаженного глаза. Подробное описание результатов работы опубликовано в журнале The Journal of Experimental Biology, краткое содержание передает ScieceNow.

Ученые сконцентрировали свое внимание на способности соединения аксонов, длинных отростков нервных клеток глаза с центральной нервной системой после пересадки. Такая способность, но в ограниченном виде, у земноводных уже была показана, однако оставалось неясным, насколько глубоко аксоны способны прорастать.

Эксперимент предусматривал трансплантацию слепым головастикам шпорцевой лягушки Xenopus laevis глаз в разные части тела и дальнейшее исследование степени их функциональности после восстановительного периода. Теста на функциональность предусматривал использование света с разной длиной волны. Подопытного головастика исследователи помещали в чашку Петри, освещенной с одной стороны красным, а с другой - синим светом. В случае, если земноводное попадало в красную часть чашки, его отпугивали небольшим электрическим разрядом.

Большинство мальков, как оказалось, различают свободно красный и синий свет даже тогда, когда глаза им трансплантировали на хвост. Ученые обнаружили, что у таких животных аксоны нейронов глаза прорастают к спинному мозгу, восстанавливая постепенно чувствительность к свету.

Человек этой способностью к регенерации, в отличии от земноводных, не обладает, подчеркнули ученые. Между тем, лежащие в основе роста аксонов механизмы должны быть у позвоночных одинаковы, что дает право ученым надеяться на возможность стимуляции такого процесса у лишенных зрения людей.

Генная терапия возвращает зрение

Благодаря введению в глаза копий генов, оживляющих светочувствительность клеток, хирургам из Оксфордского университета удалось спасти от слепоты 6 человек при помощи однократной инъекции. Первыми, кому сделали операцию, стали люди с генетическим заболеванием сетчатки глаза – хороидеремией. Это наследственная дистрофия сосудистой оболочки глаза, обусловленная отсутствием одного гена в Х-хромосоме. Основными симптомами являются

Накладные ресницы – провоцируют заболевания глаз

Эксперимент проводили с помощью алюминиевого блюда, вокруг которого расположили сетчатую ткань, которая выполняла функцию ресниц. На сетчатую ткань направляли воздух из аэродинамической трубы, тем самым имитируя воздушные потоки, которые воздействуют на наш глаз в обычной жизни. Оказалось, что именно данная природой длина ресниц, составляющая 1/3 от ширины глаза, максимально защищает его, в то же время слишком короткие и слишком

Лягушечьи икринки чувствуют запах смерти

Ученые выяснили, что лягушки учатся определять опасность по запаху еще до вылупления из икринок.