07/12/2008

Лягушечьи икринки чувствуют запах смерти

Ученые выяснили, что лягушки учатся определять опасность по запаху еще до вылупления из икринок, что дает головастикам некоторые преимущества в будущем, когда будет необходимо ускользать от хищников.

Животные способны реагировать на запахи или звуки, сопровождающие опасность, запоминая их как предупреждение о том, что существует угроза их жизни. Команда ученых под руководством Мод Феррари (Maud Ferrari) из канадского Университета Саскачевана в Саскатуне (University of Saskatchewan in Saskatoon, Canada) решила проверить, могут ли яйца древесной лягушки "научиться" обнаруживать запах хищника.

Яйца опустили в воду, в которой ранее содержали огненнобрюхих тритонов. Половине яиц также дали "понюхать" опасность в виде раздавленных головастиков, смерть которых была отмечена химическими сигналами. После вылупления из яиц исследователи во второй раз дали головастикам почувствовать запах тритона. Головастики, у которых запах тритона сопровождался запахом мертвых головастиков, неподвижно застывали на месте - классическая защита против хищников. Те, которые не прошли такое обучение, продолжали плавать как обычно, не выказывая никаких признаков беспокойства.

Во втором исследовании команда Феррари показала, что, не сталкиваясь с "запахом опасности" в возрасте икринок, лягушки считают запах тритона безопасным и неспособны связать его с опасностью в будущем.

Это первые исследования, показывающие, что животные могут изучать запахи хищников, будучи еще в эмбриональной стадии развития. У ученых уже есть некоторые предварительные свидетельства того, что рыба тоже может обучаться запахам опасности. Т.е. подобные способности могут быть широко распространены в животном мире. Узнай новость первым, скачай новостной информер и загрузи себе на страничку.

Оригинал (на англ. языке): Newscientist