07/02/2013

Ученые обнаружили планету с хвостом кометы

Космический аппарат Venus Express позволил специалистам Европейского космического агентства провести уникальные наблюдения Венеры во время понижения давления солнечного ветра. Как оказалось, ионосфера, находящаяся на теневой стороне планеты раздувается подобно кометному хвосту. Ионосферой называют область ионизированного газа, который окутывает основную часть атмосферы. Форма и плотность ионосферы зависят от магнитного поля планеты. Так, например, у Земли, характеризующейся сильным магнитным полем, ионосфера в относительной степени стабильна. У Венеры же собственное магнитное поле отсутствует, поэтому форма ее ионосферы определяется главным образом взаимодействием с солнечным ветром.

В августе 2010 года, во время наблюдений космическим аппаратом NASA Stereo-B было зафиксировано падение плотности солнечного ветра, продолжавшееся в течение 18 часов. Уменьшение плотности составило 0.1 частицу на кубический сантиметр, что ниже обычного значения примерно в 50 раз.

Venus Express зафиксировал в этот момент раздувавшуюся в сторону неосвещенной стороны планеты ионосферу, приняв каплевидную форму, схожую с формой ионного хвоста кометы.

Данные наблюдений положили конец спорам, касающихся влияния процесса понижения давления солнечного ветра на перемещение плазмы ионосферной с дневной стороны на ночную сторону Венеры. С одной стороны, в виду расширения узкого канала, через который перетекает плазма, количество переносимой плазмы непременно должно увеличиваться. С другой стороны, оно должно уменьшаться, поскольку уменьшается давление, «проталкивающее» эту плазму. Как выяснилось, первый эффект преобладает над вторым.

Ученые предполагают, что подобный эффект можно наблюдать также и в атмосфере другой ненамагниченной планеты – Марса.

Скорость ветров на Венере неуклонно растет