04/12/2012

Ученые: на Венере могут существовать действующие вулканы

Выполнив анализ данных, собранных спутниками «Пионер-Венера» и «Венера-экспресс», ученые пришли к выводу, что на Венере время от времени происходят извержения вулканов, меняющие состав атмосферы планеты.

Результаты исследования, которые были проведены французскими специалистами из лаборатории LATMOS в сотрудничестве с российским ученым Денисом Беляевым из Института космических исследований РАН, представлены в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

На присутствие вулканов на Венере указывает значительное количество в ее атмосфере сернистого газа (SO2). На Венере этот газ, как и на Земле, где его концентрация меньше в один миллион раз, по всей вероятности, имеет вулканическое происхождение. Ученые, тем не менее, долгое время не могли установить, являются ли вулканы Венеры действующими или же они давно потухли, выбросив SO2.

Авторам работы удалось ответить на этот вопрос с помощью анализа наблюдений аппарата «Венера-экспресс», который был запущен Европейским космическим агентством. Спутник посредством спектрометра SPICAV фиксировал постоянное падение концентрации сернистого газа, находящегося в верхних слоях атмосферы Венеры, с 2006 по 2012 годы. Это, по мнению исследователей, свидетельствует о том, что в августе 2006 года, незадолго до прибытия аппарата на орбиту Венеры, на ней произошло несколько мощных извержений.

Это стало причиной выделения большого количества сернистого газа, небольшое количество которого просочилась чуть выше плотного слоя облаков. Молекулы SO2, находящиеся ниже этого слоя, защищены от солнечного излучения, поэтому могут существовать бесконечно. Однако за его пределами сернистый газ достаточно быстро окисляется, что привело к снижению в верхних слоях атмосферы Венеры концентрации SO2 (с 1 до 0,1-02 миллионных долей) в период с 2007 по 2011 годы.

Подобное явление уже наблюдалось спутником «Пионер-Венера», который работал на орбите Венеры в 1980-х. Тогда в период с 1980 по 1986 годы концентрация SO2 над слоем облаков упала с 0,5 до 0,1 миллионных долей. Отсюда авторы заключили, что на Венере хотя бы раз в десятилетие происходят извержения вулканов. При этом сернистый газ попадает в верхние слои атмосферы Венеры, затем постепенно исчезая.

Вулканы просыпаются от глобального потепления

Извержения вулканов, как и многие другие явления природы, влияют на климат: выброс огромного количества двуокиси серы, отражающей солнечные лучи, происходит при извержении и охлаждает планету на протяжении нескольких лет. Но, как выяснилось, происходит и наоборот: потепления, сменяющиеся периодами оледенения, могут вызывать более частые извержения. Группа геологов изучала недавно образцы грязи, взятые со дна океана вдоль периметра Тихоокеанского вулканического огненного кольца, пытаясь найти признаки давних

GEER поможет смоделировать атмосферы планет

У ученых, заинтересованных в изучении Венеры, а также других экстремальных мест в Солнечной системе, в настоящее время появилась возможность, помимо дорогих, одноразовых космических миссий, заниматься исследованиями на новом научно-исследовательском инструменте GEER, расположенном в штате Огайо, который в точности может повторить температурные и химические особенности атмосфер других планет.

Ученые обнаружили планету с хвостом кометы