05/08/2012

Астрономы обнаружили гигантские звезды-вампиры

Оказывается, что самые яркие звезды в нашей галактике чаще всего являются парными, причем отношения в этих парах, мягко говоря, не самые дружественные.

Международная группа астрономов изучила более 70 звезд спектрального класса O. Эти светила располагались в 6 звездных кластерах галактики. Для своего исследования специалисты использовали данные чилийского телескопа Very Large Telescope.

Ведущий автор работы Гуго Сана из амстердамского университета сообщает, что звезды этого спектрального класса являются самыми большими и яркими в нашей галактике. Они раз в 15 больше Солнца и примерно в миллион раз ярче его. Излучают они бело-голубой свет, а температура на их поверхности может достигать 30 тыс. градусов. Жизнь таких звезд очень короткая, но бурная. Заканчивается она большим взрывом, в результате которого вокруг рассеиваются такие элементы как железо и кислород. Таким образом, эти звезды влияют на химический состав галактики.

Проанализировав более подробно исходящий от этих звезд свет, ученые обнаружили, что 75% из них составляют звездные пары, причем многие из них находятся очень близко к звезде-напарнику. Ученые отмечают, что расстояние между ними такое маленькое, что они кажутся одним источником излучения. И только с помощью установленного на телескопе ультрафиолетового спектрографа исследователям удалось заметить, что на самом деле это парные звезды.

Гигантские звезды часто перетягивают газ своих партнеров из пары и даже способны полностью их поглощать. Получая порции свежего кислорода, гигантские звезды постепенно высасывают из своих компаньонов жизнь, продлевая тем самым свое существование.

Следует отметить, что раньше ученые считали двойные звезды исключением из общей системы. Однако новое исследование доказало, что это далеко не редкость. Многочисленность подобных звездных пар подтверждает еще одно наблюдение. Ученые долго не могли понять, почему у многих взрывающихся сверхновых такой малый запах водорода. Теперь же астрономы заметили, что число этих странных объектов в нашей галактике соответствует числу звезд-вампиров.

Исследователи отмечают, что трагический конец настигает не все парные звезды класса О. Некоторые из них имеют в паре равные права. Обмен массой между ними приводит к тому, что они кружатся друг вокруг друга, а потом сливаются и образуют огромную звезду.

По мтериалам Sciencemagiс.ru