03/08/2012

Биологи раскрыли секрет звукового общения слонов

Биологам удалось выяснить, как образуются издаваемые слонами инфразвуки, благодаря которым между животными происходит общение. Оказалось, что для этого они используют механизмы подобные тем, что и человек для речи. Сведения были описаны в статье, опубликованной в свежем выпуске журнала Science.

Известно, что слоны общаются между собой на довольно больших расстояниях при помощи низкочастотных звуков, которые недоступны уху человека. Иногда человек может слышать эти звуки, но не их самих, а высокочастотные гармоники, образующиеся в результате наложения нескольких звуковых волн.

Ученым до сих пор оставалось неясным, как животные производят эти звуки. Одни предполагали, что их источником являются сокращения мышц, происходящие в голосовом аппарате, подобно тому, как это получается у кошек, когда они мурчат. Другие же считали, что, как и обычные звуки, инфразвуки возникают из-за колебаний голосовых связок под воздействием воздушных потоков, поступающих  из легких.

Исследователь Кристиан Хербст из университета Вены совместно с коллегами смогли разгадать этот секрет после смерти одного африканского слона в зоопарке Берлина. Гортань умершего слона ученые превратили в экспериментальную установку. Через гортань из искусственных легких пропускались потоки воздуха. Формировавшиеся звуки улавливались микрофоном, а за положением голосовых связок следила высокоскоростная видеокамера.

"Наше исследование показало, что низкочастотные звуки возникают за счет потока воздуха, создаваемого самоподдерживающимися колебаниями голосовых связок. Это в свою очередь исключает существование каких-либо механизмов, участвующих в образовании мурчания (образования звуков путем сокращения мышц)", - описывается в статье.

Тем не менее, авторы не исключают возможность того, что живые слоны производят "мурчание" благодаря кошачьему механизму. Однако очевиден тот факт, что инфразвуковая речь животных возникать может и без него.

Россия планирует решить вопрос полетов на Марс