12/09/2008

Инфразвук собирает слонов вместе

Если хотите, можете называть это глобальной системой позиционирования (GPS) для слонов. Как предполагает новое исследование, издаваемый ими низкочастотный звук, не улавливаемый человеческим ухом, не дает членам слоновьей семьи разбредаться слишком далеко.

Африканские слоны формируют крепкие семьи, центром которых являются доминирующие самки. "Члены семьи разбредаются на большие расстояния в поисках пищи, но всегда воссоединяются вновь", - говорит автор исследования Кэтрин Лэйти (Katherine Leighty), поведенческий эколог из "Королевства животных" - самого большого из парков Диснея во Флориде (Disney's Animal Kingdom in Lake Buena Vista, Florida).

Исследование слонов в их естественной среде обитания помогло выяснить, что издаваемые ими звуки очень низкой частоты, которые могут распространяться больше чем на 2 километра, работают как своеобразная система глобального позиционирования GPS. Но чтобы доказать это в дикой местности необходимо отслеживать соответствие инфразвуковых позывных и перемещений слишком большого количества слонов.

Поэтому Лэйти и ее коллеги решили исследовать пять слонов, живущих в 4-гектарном вольере в пределах заповедника живой природы, принадлежащего Диснеевскому парку. "Они не кровные родственники - говорит она - однако некоторые из них, кажется, сформировали социальные связи".

Исследователи, в составе которых был и ученый-биоакустик Джозеф Солтис (Joseph Soltis), прикрепили к каждому слону микрофоны и устройства спутникового слежения. Это позволило ученым синхронизировать движения каждого животного с их инфразвуковыми позывными.

Команда ученых выяснила, что после того, как один слон трубил, другой приближался поближе к нему. Если эти два слона были хорошими друзьями (что определялось тем, как долго они вместе) и второй слон трубил в ответ, они приближались еще ближе друг к другу, по сравнению с менее дружными парами.

Однако слоновья "GPS" требует, чтобы у каждого животного был уникальный позывной. "Мы до конца не поняли, какая структурная составляющая позывного позволяет животному отличать знакомых гостей от незнакомых. Но мы точно знаем, что они могут это делать",- говорят исследователи.

Согласно ученым трубные инфразвуки почти наверняка передают больше информации, чем просто "я здесь" или "иди сюда". Когда, например, менее дружелюбные слоны подобрались слишком близко, звуки слонов, казалось, заставили их отодвинуться подальше. Исследователи также обнаружили, что подчиненные слоны повышают частоту звука в ответ на позывные доминирующих животных. Популярные статьи новости науки и техники только на нашем портале.

Оригинал (на англ. языке): Newscientist.com