17/07/2012

Ученые обнаружили магнитный навигатор в носу форели

Некоторые животные, птицы и рыбы способны мигрировать на тысячи километров, точно определяя при этом направление движения. Исследователи уже давно предполагали, что животные могут ориентироваться по земному магнитному полю. И вот специалисты из университета Людвига-Максимилиана нашли подтверждение этой теории: в носу форели они обнаружили своеобразный магнитный навигатор – клетки, который чувствуют магнитное поле.

В этом направлении и ранее проводилось много исследований. Так, было установлено, что в тканях мигрирующих рыб и перелетных птиц имеется магнетит. Предполагалось, что именно этому минералу животные обязаны своей способностью определять направление движения. Но до этого момента никому из ученых не удавалось найти в организме клетки, которые выполняют эту функцию. М. Винкльхофер совместно с коллегами выбрал для изучения радужную форель. Некоторые виды этих рыб выходят из рек и совершают морские путешествия на сотни километров. Спустя годы все мигранты безошибочно возвращаются в родные места, где они родились.

Исследователи придумали уникальный способ идентифицировать клетки, при помощи которых форель ориентируется по магнитному полю. За основу своей работы они взяли исследования, проводившиеся 10 лет назад, в ходе которых были зафиксированы изменения под действием магнитного поля электрической активности нервов рыб в области носа. Немецкие ученые выделили из области носа форели различные клетки, поместили полученные образцы в чашки Петри и создали вокруг чашек вращающееся магнитное поле.

Ученые обнаружили, что каждая десятая клетка вращается с такой же частотой, как и магнитное поле вокруг чашки. Они изъяли эти клетки и изучили их под микроскопом. В каждой из них были обнаружены следы магнетита. Этот минерал был расположен около клеточной мембраны. По оценкам ученых, в носовой области радужной форели имеется 10-100 таких клеток.

Михаэль отмечает, что они были удивлены силой магнетизма в клетках: она в десятки и даже сотни раз превосходила ожидаемые исследователями показатели. Это может свидетельствовать о том, что рыбы способны не просто определять направление на север, но также получать при помощи «магнитного навигатора» точные данных о долготе и широте.

При помощи метода, разработанного немецкими специалистами, в скором времени подобные клетки ученые смогут выявить у других представителей животного мира и, может быть, даже у человека.

Во Вьетнаме обнаружена рыба с гениталиями на голове