09/05/2012

Ученые попытались прочитать мысли собак

О чем думает собака, пристально глядя в глаза своему хозяину, попытались выяснить исследователи из Университета Эмори, создав новую методику, которая позволяет сканировать мозг собак и изучать умственные процессы животного, которое было приручено человеком еще в глубокой древности.

Суть технологии состоит в использовании не несущей никакого вреда функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ), устройство, которое ученые применяют, пытаясь разгадать секреты человеческого мозга. Подробные описания первого эксперимента о том, как мозг собак реагирует на действия хозяина, были опубликованы в журнале PLoS ONE.

Первая стадия проекта предусматривала участие двух собак, предварительно обученных правилам поведения в течение процедуры сканирования ФМРТ, во избежание сопротивлений в ходе исследования их нервной деятельности.

Ученые попытались разгадать умственные процессы собак, наблюдая за тем, какие области их мозга начинают функционировать, реагируя на раздражающие стимулы. Завершить исследование Грегори Бернс, директор Центра Нейрополитики в Университете Эмори, планирует получением ответов на следующие вопросы: есть ли у собак сочувствие? Понимают ли они, настроение своих владельцев? И сколько языков на самом деле они понимают?

Первый эксперимент включал тренировку реакции у собак на сигналы, подаваемые животным рукой владельцев. Один сигнал означал, что животное получит вкусное вознаграждение в виде сосиски, другой – не предвещал никакого поощрения. Ученые заметили у двух собак активизацию чечевицеобразного ядра, части головного мозга связанной с вознаграждением у людей, когда они видели вкусное поощрение, и наоборот, не наблюдалось никакой активации, когда животные не видели еду.

"Эти результаты продемонстрировали, что собаки очень внимательны к сигналам, подаваемым человеком", - отметил руководитель исследования Бернс. "Изучение мозга собак дает возможность больше узнать о том, как происходило приручение животных людьми. Возможно, что собаки даже каким-то образом повлияли на эволюцию человека.

Идея осуществления проекта с целью изучения мозга собак пришла к Бернсу примерно год назад, когда он узнал, что собаки из военно-морского флота США входили в подразделение SEAL при захвате Усама бен Ладана. "Я был изумлен действиями собак в этой операции", - сказал Бернс. "Я решил, что если собак можно обучить прыжкам с вертолетов и самолетов, то мы могли бы обучить их правильному поведению во время ФМРТ, с целью прочитать их мысли".

Проведению инвазивных анализов поспособствует лазер