18/04/2012

Некоторые звезды захватывают одинокие планеты

Новое исследование показало, что миллиарды звезд в нашей галактике захватили бродячие планеты, которые когда-то скитались в межзвездном пространстве. Эти кочевые миры, которые были выкинуты из своих родных звездных систем, нашли себе новый дом с другой звездой. Это открытие позволит объяснить не только существование планет, орбита которых находится на удивление далеко от своих звезд, но и существование двойных планет.

"Звезды обмениваются планетами не меньше, чем спортивные клубы обмениваются игроками", - сказал Хагай Перетз из Гарвард-Смитсониевского центра астрофизики.

Это исследование будет опубликовано 20 апреля в журнале The Astrophysical Journal.

Исследователи пришли к этим выводам, создав модель звездного кластера, содержащего свободные планеты. Они обнаружили, что если количество бродячих планет было равно количеству звезд, то от 3 до 6 процентов звезд рано или поздно захватывали свободную планету. Чем массивней звезда, тем выше вероятность захвата проходящей неподалеку планеты.

Они изучали молодые кластеры звезд, поскольку, чем ближе друг к другу находятся звезды и свободные планеты, тем больше вероятность такого захвата. Поскольку со временем кластеры расширяются, то встречи планет со звездами должны происходить на раннем этапе развития кластера.

Возникновение бродячих планет является естественным следствием процессов, происходящих в ходе формирования звезд. Новорожденная звездная система часто содержит несколько планет. В ходе взаимодействия двух планет, одна из них может быть выброшена в межзвездное пространство. В том случае, если на пути своего следования она встретит другую звезду, двигающуюся в том же направлении и с той же скоростью, она может присоединиться к попутной звезде.

Такие захваченные планеты находятся, как правило, на расстоянии в сотни и тысячи раз дальше от звезды, чем Земля от Солнца. Также орбита такой "усыновленной" планеты может находиться под углом к орбитам родных планет и может вращаться вокруг звезды в обратную сторону.

Астрономам пока не удалось найти бесспорных кандидатов на звание захваченных планет, в связи с высокой вероятностью обнаружения самозванцев. Дело в том, что гравитационное взаимодействие внутри планетарной системы, может выбросить планету на широкую, наклонную орбиту, которая по всем признакам будет походить на орбиту захваченной планеты.

Основными признаками, указывающими на захват, было бы обнаружение планеты, вращающейся на большом удалении от звезды малой массы, поскольку материала звездного диска не хватило бы для формирования планеты на таком удалении.

Ученые обнаружили планету с жидкой водой в системе Телец