21/02/2012

Телескоп Уэбба: высокие технологии, заоблачная стоимость

В глубоком и холодном космосе, на удалении в миллионы километров от Земли, гигантский телескоп просканирует Вселенную в поисках первого света, который возник более 13 миллиардов лет назад.

Этот космический аппарат весом в 7 тонн, который в данный момент создается в Калифорнии, является одним из самых амбициозных проектов в истории космической программы США. Его цель состоит в обнаружении самого древнего света, который возник почти сразу после Большого взрыва, когда материя немного остыла, и начали формироваться первые звезды.

"Это фактически формирование Вселенной", - сказал астроном Алан Дресслер.

Расходы на создание телескопа Уэбба достигли уже 8,8 миллиардов долларов, что почти в четыре раза превышает первоначальный бюджет. Это привело к тому, что эта программа была почти закрыта в прошлом году Конгрессом США.

В этом телескопе будет воплощено множество уникальных решений и революционных разработок. Площадь зеркала будет в шесть раз больше, чем у телескопа Хаббла, из-за чего его необходимо будет сложить для запуска. Оно будет состоять из 18 шестиугольных сегментов, покрытых тонким слоем золота.

Для эксплуатации в условиях экстремальных перемен температур в космосе и для уменьшения веса, зеркало сделано из редкого элемента под названием бериллий. Шлифовка и полировка зеркала заняли семь лет и потребовали создания восьми индивидуальных машин, каждая стоимостью в миллион долларов.

Древний свет очень долгое время шел к нам по расширяющейся Вселенной, постепенно смещаясь в красную (длинноволновую) сторону. Поэтому от зеркал Уэбба требуется способность улавливать очень слабые излучения и обнаруживать их с помощью специальных датчиков, температура которых должна быть очень низкой.

Для поддержания такой температуры, Уэбб оборудуют передовой охлаждающей системой и пластиковой защитой от Солнца, состоящей из пяти слоев.

Ричард Говард, возглавляющий этот проект, выразил уверенность, что бюджет больше увеличиваться не будет и программа будет исполнена в соответствии с новым графиком.

На что пойдет бюджет НАСА на следующий год?

В 2012 году, агентство получит в свое распоряжение 17,8 миллиардов долларов. Это на 648 миллионов меньше, чем в прошлом году и на 924 миллиона меньше суммы, которую они запрашивали. И все-таки, это лучше, чем $16,8 миллиардов, предложенных ранее в этом году палатой представителей конгресса США. На первый взгляд, $17,8 миллиардов - это огромная сумма денег. Это конечно так, но НАСА необходимо развивать множество направлений и финансировать новые миссии и программы. Так на что именно будут потрачены эти средства?

Телескоп "Хаббл" зафиксировал спиральную галактику