08/02/2012

Самый долгоживущий организм планеты обнаружен в Средиземном море

Огромные луга "морской травы" Посидонии, которой по оценкам ученых от 80 до 200 тысяч лет, были обнаружены биологами из Австралии в Средиземном море. Организм с самым долгим сроком жизни в мире воспроизводит себя методом клонирования, о чем говорит генетическая идентичность отдельно взятых особей, обильно произрастающих в километрах друг от друга на дне моря.

Обычная на первый взгляд морская трава вида Posidonia oceanica способна давать потомство сразу несколькими способами. "Размножение у этого растения происходит половым путем, как обычно, проходя через этап цветения с дальнейшим перемешиванием мужского и женского геномов, или же бесполым, то есть клонированием, когда геном особи потомку передается без каких-либо заметных изменений" –сообщила доктор Софи Арнод-Хаонд, научный сотрудник института морских исследований во Франции.

Подробнее ДНК загадочного морского растения изучал Карлос Дуарти, исследователь из университета Западной Австралии. Неподалеку от острова Форментера биолог натолкнулся на гигантский луг похожего на траву морского растения, который распростерся на 15 километров, представляя собой при этом единый организм. Он собрал несколько образцов генетического материала травы в 40 различных местах, во время экспедиции от Кипра до Испании. ДНК, как показал анализ, во всех пробах была идентичной.

Однако ученые обеспокоены тем, что деятельность человека может негативно отразиться на будущем этой травы-долгожителя. "В настоящее время сильный изменения происходят с небывалой скоростью, и сокращение популяции Posidonia oceanica и других разновидностей морских трав вызывает сомнения у исследователей относительно способности данных видов и клонов, прошедших длинный и непростой путь отбора, выжить" – отметили авторы.

Потрясающая выносливость морской травы не может предупредить ее вымирание, как отметили исследователи, поскольку вода в Средиземном море нагревается с трехкратной скоростью, а это приводит к сокращению травяных лугов P. oceanica приблизительно на 5% ежегодно.

Немного ранее таковым было кустарниковое растение вида Lomatia tasmanica, которое также размножалось путем клонирования. Палеонтологи прошлого нашли его на Тасмании еще в далекие 30-е годы. Позднее недалеко от одного из растений были обнаружены ископаемые листьев, возрастом примерно 43600 лет. Учёные предположили, что современный кустарник, возможно, является клоном того, которому когда-то давно принадлежали эти самые листья.

«Космические носы» помогут астронавтам МКС находить утечки радиации