22/12/2011

Причины самоубийств китов

О причинах массовых самоубийств самых крупных млекопитающих планеты ученые спорят уже много лет. Выдвигались предположения, что выбрасываться на берег китов заставляют загрязнение их среды обитания, какая-то загадочная болезнь, эхолокационный сбой или даже депрессивное состояние. Точно назвать причину суицидальных наклонностей животных наука пока не в силах, даже с точки зрения теории естественного отбора.

Случаи необъяснимых массовых самоубийств встречаются не только среди китов. Так, мелкие грызуны лемминги, которые в принципе не живут стаями, раз в несколько лет начинают сбиваться в группы и, следуя за одним наметившимся проводником, сбрасываются в пропасть или в воду.

В июле 2005 года пресса обсуждала нашумевший случай самоубийства овец, которые, собравшись почти полуторатысячным стадом, вдруг бросились в пропасть. Пастухи позже рассказали, что стадо бросилось вслед за одной овцой, которая первой внезапно прыгнула в пропасть. В 1982 году на западное побережье США выбросились больше сотни акул, а в 2000 на побережье Каспийского моря решили покончить жизнь самоубийством 10 000 морских львов. Однако чаще всего к такому способу прекратить свое существование все же прибегают киты. Почти каждый год они выбрасываются на берег, где большинство из них погибает от палящего солнца или давления собственного тела. Те особи, которых удается людям спасти, с завидным упорством повторяют суицидальные попытки.

Самой последней версией, объясняющей загадочное поведение китов, стало предположение о звуковом загрязнении океана. Стало это конечно следствием технического прогресса, когда к естественным океаническим шумам добавился грохот двигателей субмарин, рыбацких кораблей, шумов в результате подводных военных испытаний или подводной добычи полезных ископаемых, а наибольший вред исходит от военных гидролокаторов.

Эксперименты показали, что от сонаров некоторые дельфины теряли слух на 40 минут. Поэтому вполне возможно, что в океане животные, столкнувшись с действием радара, могут попасть в настоящую «звуковую подводную ловушку». Этот шум может усиливаться многократно, отражаясь от теплых и холодных водяных потоков прямо в животных. В результате они просто теряют ориентацию и выплывают на мелководье, откуда их и выбрасывает на берег.

Еще одна версия объясняет самоубийство морских животных кессонной болезнью, которой часто страдают ныряльщики из-за декомпрессии. Быстро выплывая на поверхность, в крови животных скапливаются пузырьки азота, которые разрывают кровеносные сосуды. Кровь будто закипает. О признаках кессонной болезни говорят и результаты вскрытия некоторых животных, которые выбросились на берег.

Увеличить количество пузырьков азота в крови животных могут и сами звуки моторов подводных кораблей или взрывов. В результате травмировалась нервная система животных и следовала та же потеря ориентации.

Однако случаи самоубийства китов известны уже довольно давно, они были даже тогда, когда и половины современной техники не бороздило океаны. В этом случае наиболее правдоподобной оказывается версия Маргарет Клиновски. Она утверждает, что все миграции китов происходят по тропам, зависящим от магнитных полей земли. Магнитные поля для морских млекопитающих являются своеобразными ориентирами, но в результате сильных вспышек на солнце сигналы полей слабеют и киты теряют ориентацию, заплывая на мелководье.

Довольно правдоподобных версий массовых самоубийств животных выдвигается с каждым годом все больше, но достоверно доказать пока хотя бы одну пока современным ученым не удается.

Новость подготовила Оксана  Скрипко