14/12/2011

Последнее в этом году лунное затмение

Полное лунное затмение стало заключительным астрономическим явлением в этом году. Потрясающее небесное явление могли наблюдать с Земли миллионы жителей. Этот самый близкий к нашей планете естественный спутник лишь частично прячется за тенью Земли. Из всего светового спектра во время прохождения через Землю до Луны доходят только красные цвета. Именно поэтому в течение затмения диск спутника становится багрово-красного цвета.

Лучше всего увлекательное небесное явление было видно в Азии. "Для жителей западной части Соединенных Штатов пик затмения происходил перед самым рассветом", отметили ученые НАСА в своем сообщении. "Красный диск луны, погружался за линию горизонта в то время, когда солнце поднималось с противоположной стороны. Это редкое зрелище, с которого начинается далеко не каждый день". Наблюдатели Аляски, Гавайи, Австралии, Новой Зеландии, а также центральной и восточной Азии должны были четко видеть небесное явление. В отличие от солнечных затмений, которые часто видны людям в ограниченных пределах земного шара, лунное затмение могут наблюдать все жители полушария, на стороне которого находится луна, как объяснил Алан Макроберт (Alan MacRobert), главный редактор журнала Sky & Telescope.

Наблюдатели, проживающие в центральном часовом поясе, могли увидеть только короткий проблеск, так как луна появилась на небе в процессе лишь частичного затмения, сообщил Макроберт. К несчастью, жители дальнего востока совсем были лишены возможности наблюдать потрясающее явление из-за исчезновения луны и пришедшего ему на смену солнечного рассвета.

Но для тех, кому посчастливилось увидеть затмение, это было потрясающее небесное шоу, как отметили представители НАСА. "Все волшебство зрелища заключалось не только в красном цвете луны, но и в иллюзии, которой была окружена Луна", объяснили ученые НАСА. "По причинам не до конца понятным астрономам и психологам, низко свисающий диск луны выглядят неестественно большим, когда она сияет сквозь деревья, здания и другие объекты переднего плана".

В действительности, диск луны не становится шире, но человеческий мозг видит это иначе, вот почему жителям западной части Соединенных Штатов показалось, что луна стала огромных размеров.

В зависимости от состояния атмосферы на момент затмения, наблюдатели могли видеть разные оттенки луны: от яркого оранжевого до темного красного. "Во время лунного затмения, большая часть света, освещающего луну, проходит через стратосферу, где рассеиваясь, становится красным", объяснили исследователи. "Если стратосфера заполнена пылью вулканических извержений, затмение будет темным. А ясная стратосфера производит более яркое затмение. В данное время, стратосфера по большей части была ясной, с небольшими остатками пыли от последних вулканов. Это и объясняет яркость затмения".

Затмение, как правило, является горячей порой не только для всех астрономов, начинающих подробно исследовать характеристики остывшего на определенное время спутника, но и для экстрасенсов, которые не перестают утверждать, что именно в такие дни эмоции людей становятся обостренными до предела.

Исследователи-астрономы уже давно овладели наукой просчитывать с точностью периодичность затмения на несколько лет вперед. В свое время именно это спасло экспедицию известного мореплавателя Колумба. Зная точное время, путешественник пригрозил туземцам, что похитит ночное светило, в случае если они не обеспечат его команду провизией.

Сегодня астрономам известны даты всех затмений до 2163 года. В нынешнем году Земля уже второй раз накрывает своей огромной тенью Луну. Прошлый раз наш спутник был скрыт из виду в июне, это лунное затмение, по оценкам специалистов, было наиболее продолжительным.

Согласно сведениям журнала Sky & Telescope, следующее частичное лунное затмение случится 4 июня 2012 года, и его смогут наблюдать жители Северной Америки. Следующее полное лунное затмение произойдет в апреле 2014 года.

Оригинал (на англ. языке): LiveScience