28/12/2010

Ученые: теперь земляника обретет новый вкус и аромат

Около 50 лет тому назад, когда потребители сменили местные рынки на продовольственные магазины, обнаружилось, что земляника потеряла свой характерный яркий вкус. Теперь исследователи сообщают, что вновь упорядоченный геном лесной земляники, родственницы культивированной ягоды, может помочь вернуть ягоде насыщенный вкус и аромат.

"Как правило, клубнику выращивают, акцентируя внимание главным образом на сопротивлении растения к болезням, на получении определенной твердости и размера продукта, не учитывая вкус, сладость и другие столовые параметры фрукта" – сказал Кевин Фолта, профессор садоводства в Университете Флориды. Из-за этой тенденции, клубника стала более водянистой и потеряла тот вкус, который помниться людям с детства.

Отличительный, характерный вкус и вид, которые ассоциируются у нас с клубникой, являются результатом многих субстанций произведенных в ягоде, а также содержанием сахара, кислотности и цвета. Исследование начало деблокировать генетические усилители фрукта и наличие доступа к генетическому коду лесной земляники ускорит процесс вещей.

Клубнику стали выращивать только сравнительно недавно, около 250 лет тому назад. Лесная земляника, Fragaria vesca, была обнаружена уже на всем Северном Полушарии и уже присутствовала в Европейских садах, когда исследователи начали сталкиваться с другими разновидностями в Новом Свете. В 1700-х годах французский шпион по имени Капитан Амеде Фрезьер привез Чилийскую землянику; тем не менее это новое привезенное растение давало небольшой урожай, согласно сведениям из книги "Умеренное Разведение Фруктов: от Гермоплазмы до Геномики" Джеймса Хэнкок (весна, 2010).

Тем не менее, когда земляника была скрещена с ягодой, привезенной из Северной Америки, это способствовало развитию современного разнообразия. Эти гибриды стали распространятся по всей Европе, включая Дворец Версаля, где вел свою деятельность ботаник Антуан Никола Дюшесн. Он идентифицировал этот гибрид и при оценке и описании этого нового сорта земляники со вкусом и ароматом похожими на ананас назвал ее Fragaria x ananassa. Это – тот же вариант, который находится на прилавках продовольственных магазинов сегодня.

В то время как дикорастущая земляника, подобно лесной землянике, имеет небольшие геномы, другие имеют более комплексные геномы, включая культивированную землянику. Фактически, культивированная земляника одна из наиболее генетически сложных выращиваемых растений, согласно исследователям, упорядочившим геном.

Генетическая последовательность будет также иметь огромное значение для других экономически важных растений, подобно персикам, миндалю, яблокам, малине, ежевике и другим видам семейства, которым принадлежит земляника. Гены видов этого семейства абсолютно аналогичные.

Но по сравнению с другими фруктами, земляника занимает небольшое пространство и отличается коротким периодом развития и созревания, являясь, таким образом, более подходящей моделью для экспериментов. Проект генетического упорядочения был начат в Политехническом Институте Виржинии, где исследователи уже проделывали подобные генетические эксперименты с этой разновидностью земляники. Упорядочение обошлось без национальных субсидий. Взамен, ассигнования приходили непосредственно из научно-исследовательских учреждений и земляничной промышленности. Большинство ученых, по словам Фолта, координатора проекта, жертвовали своим собственным временем для проведения исследований. Статья, описывающая проект была опубликована в он-лайн версии журнала Nature Genetics. Специалисты в области геномики надеются, что на примере земляники станет возможно упорядочить геном сортов какао для производства изысканных сортов шоколада.

Оригинал (на англ. языке): LiveScience  Перевод: М. Гончар