20/11/2012

Ученые разработали аналог белого шума для обоняния

Этот аромат получил титул белого запаха. По описанию исследователей он не приятен, но и не зловонен.

Этот запах был открыт в ходе экспериментов по смешиванию молекул запаха широкого диапазона ароматов. Оказалось, что даже если в двух смесях не было общих компонентов, их аромат становился все более похожими по мере добавления компонентов. Когда они содержали около 30 компонентов, большинство смесей пахли одинаково и успешно справлялись с  резким запахом, точнее с его маскировкой.

По словам ученых, получившийся запах, который едва ли встречается в природе, имеет параллели, как с белым светом, так и с "белым шумом", которые получаются при равномерном распределении всех длин волн видимого спектра и различных частот звуковых волн, соответственно.

Учитывая, что наш нос содержит сотни различных рецепторов запаха, данный феномен оказался неожиданностью для ученых, как поведал Ноам Собел, нейробиолог из Института Вейцмана в Реховоте, Израиль, который возглавлял эту работу, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. "На первый взгляд может показаться, что чем больше запахов добавляется, тем более "уникальным" будет получившийся аромат", - сказал он, - "но как оказалось, все наоборот".

Результаты их исследования свидетельствуют о том, что чем больше компонентов содержат смеси, тем более схожими становятся их аромат. Добровольцы начинали считать схожими смеси с 20 и более компонентами, а при увеличении количества компонентов до 30, называли их "крайне схожими".

Так же как белый цвет бывает разных оттенков, каждый из которых, тем не менее, отождествляется с белым, существуют разные оттенки белого запаха.

Исследователь обоняния Дональд Уилсон из Нью-Йоркского университета, описал это открытие как "фундаментальное". "Это позволяет нам познать основы того, как обонятельная система воспринимает смеси", - сказал он.

Хироаки Матсунами, исследователь запахов из Университета Дьюка в г. Дарем, Северная Каролина, сказал, что это открытие подтвердило идею, согласно которой обонятельная система не улавливает отдельные молекулы, но ароматы в целом.

Имеет ли это открытие какую-либо практическую ценность? Дальнейшие эксперименты Собела и его команды, ответили на этот вопрос положительно. Белый запах успешно маскирует резкие запахи, к примеру, запах общественного туалета.

Оригинал (на англ. языке): Nature.com

Создана радио-микросхема, имитирующая человеческое ухо

Компьютерный чип, похожий по принципу действия на человеческое ухо, скоро можно будет увидеть в универсальных приемниках, способных принимать радиосигнал широкого диапазона.

Ученые разъяснили, как мозг человека различает запахи