22/11/2010

Астрономы засекли межгалактического пришельца, опровергающего доминирующую теорию

Астрономы обнаружили планету, размером не меньше Юпитера, которая пришла к нам из другой галактики. Это первый планетарный иммигрант, зафиксированный в Млечном Пути. Эта находка ставит под сомнение ведущие гипотезы, объясняющие, когда и как образовались планеты.

Эта планета находится в 2200 световых лет от Земли в так называемом Потоке Хелми, кольце древних звезд, как считалось, не обладающих планетами, которые прибыли в Млечный Путь из другой галактики. По мнению астрономов, этот поток образовался от 6 до 9 миллиардов лет назад, когда Млечный Путь разорвал другую галактику на кусочки, поглотив в ходе этого процесса часть звезд. Астроном Джони Сетьяван из института астрономии Макса Планка в Гейделберге, Германия, любит наблюдать за этими звездами, потому что они обладают необычными свойствами. И одна из этих звезд необычна вдвойне. Она носит название HIP 13044.

Сетьяван с коллегами из института имени Макса Планка и Европейского Космического Агентства заметили, что эта звезда движется с непостоянной скоростью по отношению к нашему солнцу. Их приборы зафиксировали повторяющийся 16-дневный паттерн, в ходе которого, звезда была то ближе, то дальше от нас. Это может быть вызвано пятнами на звезде, нарушающих точность измерений, или постоянным расширением и сжатием звезды (известным под названием пульсация звезд). Но ничего из этого исследователи не обнаружили. Это оставило только один возможный вариант: на эту звезду оказывает гравитационное воздействие планета.

Таким образом, это первая иностранная планета, зафиксированная в Млечном Пути, как сообщила сегодня команда в журнале Science. Но это не единственное, что изумляет в ней. Ведь по расчетам ученых, она никак не могла образоваться.

Дело в том, что HIP 13044 - это очень древняя и бедная металлами звезда. Она примерно на 3 миллиарда лет старше нашего Солнца и, по сравнению с ним, обладает всего 1% запасов металлов. Господствовавшая до сегодняшнего дня гипотеза, гласила, что по мере эволюции звезд, металлы (астрономический термин для всех элементов тяжелей, чем водород и гелий) во вращающемся диске вокруг них, формируют маленькие "зернышки", которые притягивают другую материю и постепенно превращаются в планеты. До сегодняшнего дня, наблюдения подтверждали данную теорию: звезды богатые металлами, такие как Солнце, с намного большей вероятностью обладали планетарной системой, по сравнению с бедными на металлы звездами. "То, что планеты могут образовываться вокруг звезд с таким малым количеством этого материала, очень неожиданно и удивительно", - сказал Кристофер Джонс-Крулл, астроном из Хьюстонского университета Райса в Техасе, который не принимал участия в данной работе.

Но есть и другая теория образования планет. Согласно ней, если вращающийся вокруг звезды диск газа достаточно велик (одна десятая от массы звезды или больше), то гравитационная сила диска, по словам Джонса-Крулла, может сделать его нестабильным. В этом случае, сил звезды не хватает на его удержание, и он распадается под действием своей же гравитации, формируя планеты.

Хотя пока не возможно с полной уверенностью сказать, что за этими изменениями в скорости звезды стоит планета, но все данные указывают именно на это. Чтобы прийти к окончательному заключению, астрономы должны будут провести дополнительные тесты. В идеале, они зафиксируют планету, идущую  впереди звезды, но это будет возможным только в том случае, если орбита планеты проходит под определенным углом. "Заявление о том, что это планета из другой галактики, пока только догадка", - сказал астроном НАСА Стивен Прэвдо. Возможно, эта звезда была частью Млечного Пути в то время, когда она столкнулась с другой галактикой миллиарды лет назад.

Хотя внегалактическая планета, это "было бы здорово", сказал Прэвдо, но еще более захватывающим является то, как она может повлиять на теорию о формировании планет. Джонс-Крулл соглашается с ним: "Эта планета опровергает наши гипотезы. Возможно, нам предстоит пересмотреть наши взгляды". Популярные новостные информеры сообщают о самых важных событиях дня.

Уфологи «нашли» на Марсе череп пришельца-йети