08/01/2008

Шимпанзе, как и люди, имеют культурные различия

До сих пор считалось, что социально-культурное развитие свойственно только человеку. Но недавние исследования ученых показали, что это применимо и по отношению к колониям шимпанзе.

Исторически сложилось мнение, что разница в поведении между колониями шимпанзе объяснялась лишь генетическим отличием особей одной колонии от их собратьев в другой. Однако ученые обнаружили, что эти культурные различия возникают из-за миграции шимпанзе из одной колонии в другую. Это доказывает, что шимпанзе подобно людям могут формировать свои культурные особенности.

Ученые давно знали, что существуют поведенческие различия между колониями шимпанзе, но никто не мог объяснить, откуда они берутся. Считалось, что молодые шимпанзе перенимали определенные типы общественного поведения у своих предков посредством генов. Но эту теорию нельзя было принять всерьез в виду отсутствия конкретных доказательств. Так же считалось, что у шимпанзе не может быть своей культуры, похожей на человеческую, так как социальное поведение определялось лишь биологией.

Ученые наблюдали за процессом приготовления пищи в разных колониях шимпанзе. Одна из колоний использовала каменные орудия, для того чтобы колоть орехи, в то время как их собратья из другой колонии применяли не только каменные, но и деревянные предметы. Исследователи выяснили, что такие методы приготовления пищи распространяются на 4000 километров с Востока на Запад Африки на протяжении уже более 100 тысяч лет. Кроме приготовления пищи, похожая ситуация наблюдается и в процессе чистки тела (обыскивания) у приматов. Исследование предполагает, что разница в поведении объясняется не генетическим сходством предков-потомков, а общением между шимпанзе!

Чтобы более полно объяснить свое же открытие, ученые построили генетическую родословную и эволюционное дерево поведения шимпанзе на Востоке и Западе Африки. Ожидалось увидеть прямую генетическую зависимость поведения шимпанзе, но обнаружилось, что многие шимпанзе со сходным поведением генетически отличаются друг от друга.

Это объясняет, почему некоторые колонии, например, используют похожие методы добывания пищи, перенимая определенные приемы у других колоний, если это приносит пользу и способствует выживанию.

Так что, впервые ученые смогли доказать, что шимпанзе - наши близкие родственники - не просто общаются, но и способны создавать и поддерживать культурные традиции своего рода.  Мы поведаем вам интересные новости из первых уст.

В эпидемии ожирения может быть повинна вызывающая привыкание пища