17/10/2007

Тайное оружие агрессивных растений - кислота, убивающая соседей

Ученые из Делавэрского университета обнаружили тайное оружие, используемое особым видом тростника на заболоченных территориях, которое способно тихо и эффективно уничтожать растущих по соседству "конкурентов".

Фрагмиты европейского происхождения выделяют высококонцентрированную кислоту, уничтожающую структурный белок, который помогает корням растений сохранять свою целостность и расти вглубь почвы.

Справка: Phragmites australis или Тростник обыкновенный - крупное (0,8-5м), многолетнее травянистое растение. Корневище длинное, ползучее, с толстыми горизонтальными надземными побегами. Стебли прямые, до 2 см толщиной, полые, гладкие. Образует заросли на берегах водоёмов, заболоченных местах в долинах рек.

Это агрессивное растение способно выделять из своих корней крайне токсичную кислоту, которая буквально разлагает структурные белки корней растений-конкурентов, растущих по соседству. Фрагмиты буквально завоевывают болота катастрофическими темпами.

Только в Делавэре тростник захватил десятки тысяч акров земли, не оставляя надежды на выживание различным видам растений и животных. Он так же изменяет гидрологические свойства тех мест, где распространен, делая их более сухими и малонаселенными другими растениями.

Кроме этого тростника существуют и другие виды агрессивных растений, которые используют вредные химикаты для сдерживания роста соседних растений: грецкий орех, сосна, папоротник и подсолнечник.

Но фрагмиты используют такую тактику не столько для того, чтобы отпугивать соседние растения, сколько для их полного уничтожения и захвата близлежащих территорий.

Изучив токсин, выделяемый тростником, ученые обнаружили, что он представляет из себя 3,4,5-тригидроксибензоловую кислоту, известную так же как галловая кислота.

Справка: галловая кислота - органическое соединение ароматического ряда; твердый бесцветный кристаллический продукт; содержится в чае, дубовой коре, дубильных экстрактах.

Галловая кислота используется при дублении кожи и при изготовлении вяжущих средств. Это довольно опасная кислота. Если она попадет на кожу человека, можно получить приличный ожог.

Токсин поражает структурный белок (тубулин), который помогает корням растений сохранять клеточную целостность и расти вертикально вглубь почвы. Через 10 минут испытаний в лабораторных условиях тубулин подопытного болотного растения начинает разлагаться, а через 20 минут структурный материал просто исчезает.

Местные фрагмиты тоже выделяют токсины, но токсины европейских фрагмитов намного более концентрированны. И это может сделать Phragmites australis доминирующим тростником в болотистых местах по всему миру. Популярный новостной портал расскажет о том, что происходит в мире.

Оригинал (на англ. языке): Sciencedaily.com

Жизнь и смерть растений зависит от их размеров

Недавние исследования показали, что растения сами регулируют свою популяцию, выбирая, сколько им жить в зависимости от своих размеров и массы. Причем, эта зависимость просматривается во всех видах растений: от одноклеточного фототрофа до гигантского красного дерева.

Природный гербицид помогает газонной траве выживать

Некоторые виды овсяницы (газонной травы) способны вырабатывать свои собственные гербициды широкого спектра действия, которые подавляют рост окружающих их сорняков и других растений.

Растения любят поговорить

Британские и австралийские биологи убеждены, что растения способны издавать специфические звуки и реагировать на них. Другими словами, растения могут разговаривать. То, что раньше было принято считать фантастикой и необоснованными домыслами, теперь стало доказанным научным фактом. Таковы сведения, представленные недавно группой биологов из Университета Северной Австралии в Перте под руководством Моники Гальяно совместно с коллегами из Бристольского университета Великобритании.