09/07/2014

Астероид имени

Двум астероидам в Солнечной системе будут присвоены имена сотрудников Уральского федерального университета. Два астероида в Солнечной системе получат имена сотрудников Уральского федерального университета: доцента лаборатории Extra Terra Consortium УрФУ Виктора Гроховского и старшего научного сотрудника этой же лаборатории Марии Грицевич.

14 июля Международный астрономический союз назовет конкретные астероиды, которым будут присвоены имена ученых УрФУ. Напомним, что по итогам прошлого года Виктор Гроховский — руководитель метеоритной экспедиции университета — был назван одним из десяти ученых года, изменивший мир, по версии авторитетного журнала Nature. Ученые УрФУ под руководством Гроховского стали первыми, кто обнаружил обломки упавшего в районе озера Чебаркуль болида и первыми провели исследования его свойств.

Мария Грицевич — старший научный сотрудник лаборатории УрФУ. Являясь сотрудницей МГУ и работая в Финляндии, Мария долгие годы изучает динамику метеорных явлений. Вместе с коллегами она выполнила расчет траектории болида, пролетевшего над Кольским полуостровом 19 апреля и наблюдаемого в России, Финляндии и Норвегии. Астрономическим телам уже присваивались имена известных ученых Уральского университета.

Так в 1995 году решением Международного астрономического союза в честь советского астронома, профессора УрГУ Клавдии Бархатовой названа малая планета (5781) Бархатова, открытая выпускниками университета в 1990 году. Имя Бархатовой носит Коуровская астрономическая обсерватория УрФУ. Как известно, астероид — это относительно небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца.

Астероиды значительно уступают по массе и размерам планетам, имеют неправильную форму, и не имеют атмосферы, хотя при этом и у них могут быть спутники. В настоящий момент в Солнечной системе обнаружены сотни тысяч астероидов, и лишь пятая часть носят имена. Сначала астероидам давали имена героев римской и греческой мифологии, позднее открыватели получили право называть их как угодно — например, своим именем.

Получить имя может не любой астероид, а лишь тот, орбита которого более или менее надежно вычислена. До тех пор, пока орбита не вычислена, астероиду дается временное обозначение, отражающее дату его открытия, например, 1950 DA. После получения имени официальное именование астероида состоит из числа (порядкового номера) и названия — (1) Церера, (8) Флора и т.д.

Автор статьи Эдуард Никульников