22/02/2013

Шмели ощущают электрический заряд цветов

Ученые обнаружили способность шмелей Bombus terrestris ощущать электрическое поле цветов. Это чувство помогает насекомым находить нектар. Краткое содержание работы, опубликованной в журнале Science, приводит NatureNews.

В более ранних исследованиях ученым удалось установить, что в полете быстрые движения крыльев шмелей приводят к образованию небольшого положительного электрического заряда. Садясь на цветок, насекомые передают ему некоторую часть своего статического заряда. Однако способны ли они чувствовать его, до сих пор было не известно.

Решили выяснить этот вопрос, авторы провели следующий эксперимент. Сначала они установили при помощи полого проводника, что шмели действительно в полете обладают положительным зарядом. Затем они измерили заряд, который шмели передают цветкам петуний, садясь на них. И, наконец, исследователи предоставили шмелям искусственные цветы: половина из них была заряжена положительно и содержала сахарный раствор, другая же половина уже заземленных цветов была с горькой жидкостью.

buzz

Шмели достаточно быстро научились выбирать из всех цветов только заряженные. Для исключения возможности выбора их насекомым по каким-то другим параметрам (по запаху, например), ученые в последнем эксперименте лишили все цветы заряда. После чего насекомые сразу утратили способность делать отличия между сладкими горькими кормушками.

flower

Ученые отмечают, что им впервые удалось у насекомых обнаружить способность ощущать электрическое поле. Такой способностью, возможно, обладают и другие опылители. Известно, что способностью ощущать электрическое поле наделены акулы и некоторые другие виды рыб.

Дисперсия света