11/01/2013

Спутники и астероиды изучат роботы-ежи

Исследователи  из Стэнфордского университета совместно с Лабораторией реактивного движения НАСА и Массачусетским технологическим институтом разработали роботизированную платформу, предназначенную для изучения таких космических тел, как спутники планет и астероиды.

Ученые считают, что лучше всего с изучением Фобоса или Луны справятся роботы шарообразной формы, покрытые шипами. По словам специалистов, миссия роботов-ежиков будет состоять в следующем: вначале недорогая платформа-носитель на поверхность астероида или спутника сбросит одного или нескольких роботов. Далее автономные "ежики", диаметр которых составит менее 60 см, будут, прыгая и перекатываясь по поверхности, собирать научные данные и затем отправлять их на Землю через платформу-носитель.

Основным преимуществом роботов-ежей является автономная работа на многих этапах миссии, что ускоряет и упрощает существенно исследования и позволяет сделать еще один шаг на пути дальнейшего освоения космоса.

Помимо всего прочего, стоимость предлагаемых шарообразных роботов приемлемая и в эксплуатации они более надежны, по сравнению с привычными многоколесными роверами. Колесные тележки на небесных телах с характерно низкой гравитацией легко опрокидываются. А конструкция «ежика» не предусматривает никаких колес или гусениц.

Робот двигается благодаря действию трех дисков, спрятанных внутри шарообразного корпуса. Для того чтобы силы инерции сдвинули робота с места, достаточно быстрого вращения диска. В результате робот-еж может быстро катиться по неровной поверхности, изменяя направление движения и обходя различные препятствия. С помощью солнечных панелей робот вырабатывает энергию, а шипы, расположенные на поверхности корпуса способствуют повышению проходимости, предотвращая застревание.

Разработчики в настоящее время занимаются проведением испытаний прототипов робота-ежа, которые включают сбрасывание робота с самолета. На доработку оригинального «исследователя» астероидов и спутников и его последующую отправку в миссию Phobos Surveyor уйдет еще 10-20 лет.

NASA готовится к захвату астероида для изучения