21/08/2012

Ученые создали ионный микродвигатель для маленьких спутников

Ионный двигатель размером с монету вскоре будет установлен на самые маленькие спутники в открытом космосе. Это устройство было разработано Пауло Лозано, адъюнкт-профессором аэронавтики и астронавтики из Массачусетского технологического института. Оно мало похоже на привычные громоздкие двигатели спутников, напичканные клапанами, трубками и тяжелыми топливными баками. Новое устройство напоминает по внешнему виду компьютерный чип - оно компактное и плоское. Оно покрыто 500 микроскопическими наконечниками, которые под напряжением начинают испускать маленькие лучи ионов. Все эти острые наконечники вместе создают небольшое дуновение заряженных частиц, которое позволяет продвигать спутник, размером с коробку для обуви, вперед.

"Их размеры настолько малы, что сразу несколько штук поместятся на один спутник", - сказал Лозано. Он добавил, что маленькие спутники, оборудованные несколькими ионными микродвигателями, могут "не только изменять свою орбиту, но также поворачиваться и вращаться".

На сегодняшний день около двух дюжин маленьких спутников под названием CubeSats находятся на околоземной орбите. Каждый из них не превышает размерами кубик Рубика и весит менее 1,3 кг. Их миниатюрные размеры позволяют определить их в категорию "наноспутников". Эти компактные спутники дешевы в производстве и запуске. Поскольку их вес очень мал, ракета может доставить несколько CubeSats даже без дополнительного топлива.

Но эти маленькие спутники лишены двигателей, поэтому оказавшись в космосе, начинают пассивно вращаться по нижней околоземной орбите. По окончании миссии, они сгорают в нижних слоях атмосферы.

Если бы CubeSats начали отправлять на более высокие орбиты, то это могло бы вызвать возникновение космического мусора.

"Этот мусор может сталкиваться с другими спутниками. Вы можете практически завершить космическую эпоху всего несколькими столкновениями".

Исследователи обнаружили, что совокупность из 500 наконечников создает тягу в 50 микроньютонов. На Земле этого хватит только для поддержания небольшого клочка бумаги. Но в условиях невесомости, этой крошечной тяги хватит, чтобы двигать спутник весом в 900 грамм.

Оригинал (на англ. языке): Web.mit.edu

Ученые: Из-за космического мусора может начаться масштабная война

Группа российских ученых под руководством академика РАН выдвинула предположение по поводу распространения в космосе мусора. По мнению российских ученых, космический мусор – главная предпосылка к началу масштабных военных действий на просторах вселенной, - сообщили СМИ со ссылкой на официальное заявление. Руководитель исследовательского отдела Виталий Адушкин заявил, что обломки космических аппаратов, запущенных

Космический мусор на орбите: что это такое и как он влияет на спутники и космические миссии?

В последнее время тема космических мусоров стала все более актуальной и обсуждаемой. Космический мусор представляет собой ненужные объекты, такие как старые спутники, части, обломки и многие другие предметы, которые находятся на орбите Земли и представляют потенциальную угрозу для космических миссий, астронавтов и планеты в целом. Один из главных факторов, способствующих акумуляции космического мусора на орбите