25/06/2012

В лунном кратере обнаружили много льда

По данным космического корабля NASA Lunar Reconnaissance Orbiter, около 22% поверхности лунного кратера Шеклтон, распложенного в области южного полюса, образовано льдом.

Несмотря на свой возраст в 3 миллиарда лет, кратер сохранился на удивление хорошо. На его дне имеется множество небольших кратеров, которые, возможно, возникли в результате того же самого столкновения, которое создало Шеклтон.

Свое имя этот лунный кратер получил в честь исследователя Эрнеста Шеклтона. Его глубина составляет порядка 3 километров, а ширина 21 километр. Расположение кратера вблизи южного полюса и легкий наклон оси Луны обусловили то, что внутри кратера все время холодно и сыро. Однако ранее попытки ученых обнаружить там лед не давали никаких результатов.

Составленная LRO карта дна кратера отличается беспрецедентной детализацией, так как используемый им лазерный альтиметр обладает очень высокой чувствительностью к перепадам высот, которые соответствуют длине его волны, т.е. около микрона. Удалось также измерить альбедо материала, который выстилает кратер. Интересно, что он намного превосходит по яркости своих соседей.

Специалисты из Массачусетского института были очень удивлены, увидев, что стены кратера Шелктон еще ярче, чем его дно. Сначала этот факт вызвал недоумение ученых: они думали, что если в кратере все-таки имеется лед, то он должен находиться на дне, куда никогда не заглядывают солнечные лучи. По мнению ученых, с верхней части склонов за миллиарды лет любой лед бы испарился.

Немного подумав, исследователи предложили гипотезу лунотрясений. По их мнению, вызванные падениями метеоритов или гравитационным воздействием сейсмические толчки могли отшелушить старую поверхность стен Шелктона и обнажить новый, более яркий материал. Данные, полученные LRO, точно указывают на то, что лед присутствует не только на дне, но также и на склонах лунного кратера. Так что если и строить базу на Луне, то лучшего места просто не найти.

По материалам Sciencemagic.ru