11/04/2012

Как иммунная система распознает царапины и раны?

Австралийские ученые обнаружили в организме человека белок Clec9A, передающий иммунным клеткам информацию о повреждениях ткани еще задолго до распространения инфекции.

Как известно, инфекция попадает в человеческий организм через поврежденные участки ткани – порезы, ранки и царапины. Клетки иммунной системы способны сразу распознавать присутствие инородных тел, патогенов, но кроме этой функции иммунитет также выполняет еще одну опцию, позволяющую ему узнавать заблаговременно о каких-либо повреждениях и приводить в действие свое «оружие». Исследователям из Австралии удалось найти белок, которому принадлежит главная роль в этом процессе распознавания.

Первыми о появлении в организме бактерий, вирусов и паразитов узнают древовидные клетки иммунной системы. Благодаря белку Clec9A они чувствуют разрушение других клеток в организме. Как поясняют ученые, этот белок находится на поверхности ряда специализированных древовидных клеток и улавливает остатки актинового цитоскелета. Присутствие актина вне клетки сигнализирует о проблеме, поскольку он выходит наружу только в случае повреждения клеточной мембраны. Клетки могут разрушаться как из-за внешнего механического воздействия, так и из-за действия бактерий и вирусов. Таким образом, благодаря белку Clec9A специализированные клетки иммунной системы поднимают тревогу еще до того, как проникшая в организм инфекция войдет в силу.

Древовидные клетки зовут еще антиген-презентирующими, так как они собирают чужие молекулы и презентуют их Т-лимфоцитам, чтобы те принялись за выработку необходимых антител. При вакцинации они распознают присутствующего в вакцине возбудителя. Эти клетки можно и обмануть: если связать с Clec9A неактиновую молекулу, то древовидные клетки все равно забьют тревогу, но при этом другим клеткам иммунной системы будут показывать подсунутый им антиген.

Ученые считают, что если модифицировать вакцину таким образом, чтобы она была нацелена исключительно на белок Clec9A, то количество вводимого препарата удастся уменьшить в сотни раз. Такая «заточенная» под конкретный белок-получатель вакцина позволила бы не только противостоять различным инфекциям, но и направлять силы иммунитета на борьбу с конкретным типом опухолевых клеток.

Оригинал (на англ. языке): Newscientist com