29/02/2012

Морские бактерии атакуют планктоны и рыбу, приманивая светом

Не все то золото, что блестит. В подводном мире это могут быть просто бактерии, использующие свойства свечения для завоевания живого организма.

Многие морские существа способны излучать свет, образующийся в результате биохимических реакций организма. Этот феномен, известный в науке как биолюминесценция, отмечен и среди некоторых морских бактерий, которые начинают светиться, как только достигают определенного уровня концентрации (феномен названный "чувство кворума") в органических частицах, плавающих в океанских водах.

И хотя этот феномен хорошо известен науке, ученые долго не могли определить причину создания света микроорганизмами. Однако, теперь в статье, опубликованной в National Academy of Sciences (PNAS), исследователи из Университета Иерусалима разгадали несложную загадку свечения морских бактерий. Объяснение было представлено учеными одной формулировкой – "выживает самый яркий".

Результаты исследования показали, что свет выделяемый бактериями привлекает хищников, обычно зоопланктонов, которые поглощают бактерии, но не способны усваивать их. Бактерии продолжают светиться внутри животного, а яркий зоопланктон становится в свою очередь легкой добычей для своих хищников, то есть рыб, которые сразу замечают его в темноте.

В экспериментах проведенных исследователями в полной темноте, было выявлено, что ночная рыба быстро обнаруживала и съедала светящегося зоопланктона, тогда как, зоопланктоны, проглотившие бактерии, которые были лишены способности светиться, не привлекали рыб. Дальнейшее исследование ночной рыбы, которая съела зоопланктон, показало, что светящиеся бактерии выживали и продолжали излучать свет во внутренностях рыбы. "Для бактерий попасть в пищеварительную систему рыбы – все равно что попасть в "рай", поскольку это самое безопасное место, изобилующее питательными веществами, и также отличное транспортное средство в огромном океане" – объяснил один из исследователей.

С другой стороны, действия зоопланктонов, привлекаемых светящимися бактериями, которых они впоследствии заглатывают, кажется, противоречит их собственным инстинктам выживания, поскольку это увеличивает шансы зоопланктона быть съеденным рыбой. Феномен чувства кворума, которое регулирует биолюминесценцию бактерий, может объяснить это противоречие, как отметили исследователи. Зоопланктон "знает", что свет в воде указывает на присутствие большого количества органического материала, за счет которого развиваются бактерии.

В темноте, на больших глубинах океана количество пищи весьма ограничено, следовательно, поглощая светящиеся частицы, зоопланктоны идут на риск, чтобы не погибнуть от голода. В такой среде вероятность остаться голодными гораздо больше, чем вероятность стать жертвой хищной рыбы, редко здесь появляющейся, как пояснили исследователи.

Создана бактерия, восстанавливающая потрескавшийся бетон