26/02/2012

Размер древних лошадей был связан с климатом

Ученые провели изотопный анализ и установили, что древние лошади становились меньше в жарком климате и приобретали крупные размеры при похолодании. Результаты исследования, осуществленного восемью институтами, под руководством специалистов Университета Флориды (США) и Университета Небраски, были опубликованы в текущем выпуске издания Science.

Группа ученых из Университета Небраска-Линкольн совместно с учеными из Музея естествознания Университета Флориды подробно изучила ископаемые древних лошадей (вида Sifrhippus), существовавших в период времени, отмеченный значительными колебаниями климата. Около 55 миллионов лет назад на Земле произошел палеоцено-эоценовый температурный максимум – стремительное повышение температуры на 10-20 градусов. В связи с такими климатическими изменениями поверхность океана стала теплее на 5 градусов, а в атмосферу и океан было выделено огромное количество углекислого газа (CO2).

Когда непарнокопытные вида Sifrhippus, самые древние из всех известных сегодня лошадей, 50 миллионов лет назад стали обитать в лесах Северной Америки более, размером они были с домашнюю собаку – примерно 5,6 кг. Потепление климата, происходившее на протяжении 130 тысяч лет, способствовало тому, что животные уменьшились до 3,8 кг, до размеров обычной кошки. Но затем в течение следующих 45 тысяч лет вес лошадей достиг 6,8 кг, так как температуры на Земле стали снижаться.

Такие результаты биологи получили, изучив зубы лошадей различных возрастов. Измерение размера зубов позволило им определить размер тела непарнокопытных, а изотопный анализ (измерение соотношения разных изотопов кислорода, содержащихся в эмали зубов) рассказал о колебаниях температур в тот период.

Взаимосвязь размеров животных с температурами окружающей среды хорошо известна биологам как экогеографическое правило Бергмана, в котором говорится о том, что чем холоднее климат, тем больше размер животного. Оно отмечено среди множества млекопитающих. Однако ученые не могут ответить на вопрос: в чем же заключается его суть – в законах сохранения тепла или в особенностях питания животных?

В новом исследовании сведения об изменении изотопов кислорода в зубах строго соответствовали сведениям об изменениях размеров лошадей. Этот факт совпадения сильно поразил ученых. Таким образом, они заключили, что именно температура воздуха была главным фактором увеличения или же уменьшения животных в размерах.

Белая лошадь раскрыла свои генетические секреты

Международная команда во главе с исследователями из Упсальского университета (Uppsala University) идентифицировала особый вид генной мутации у белых лошадей, который можно проследить назад к их общему предку, жившему тысячи лет назад. Исследование интересно и с медицинской точки зрения, так как эта мутация также увеличивает риск меланомы.

Останки лошади железного века найдены в таящих ледниках Норвегии