03/02/2012

Первые растения стали причиной ледниковых периодов

Появление первых растений на суше спровоцировало серию ледниковых периодов и глобальные изменения в атмосфере. Вполне возможно, что именно они стали виновниками одного из массовых исчезновений всего живого на земле. Драматическая роль древних мхов, которые выбрались на сушу во времена ордовикского периода, была раскрыта исследователями из университетов Эксетера и Оксфорда. Согласно их сведениям, оказавшись на твердой земле приблизительно 470 миллионов лет назад, предки современных мхов очень активно принимали участие в эрозионных процессах, разрыхляя, растворяя и разрушая горные породы.

Древние мохоподобные растения обеспечивали себя такими питательными элементами, как железо, магний, фосфор и кальций, добывая их прямо из камней и скал. Так, скорость поступления всех этих элементов в воды мирового океана значительно возросла, сделав тем самым морскую воду более питательной и биосистемы более продуктивными. А увеличение роста популяции морских животных и разновидностей растений привели, в свою очередь, к быстрому сокращению уровней углерода в атмосфере.

Кроме того, мхи в это время также занялись процессом переработки атмосферного углерода (являющегося составной частью углекислого газа), преобразовывая его в собственные ткани. В итоге совместными усилиями мхи и морские обитатели уменьшили в несколько раз содержание углекислого газа – ее основного "утеплителя" – в атмосфере. Температура на всей земле снизилась почти на 10 градусов, что и спровоцировало массовое вымирание морских животных в конце далекого ордовикского периода.

Подобное "биогенное" похолодание и повлекло за собой серию масштабных оледенений, из-за которых замерзли многие районы Земли примерно 440 миллионов лет тому назад. Как отметил профессора Тим Лентон из университета Эксетера в Великобритании, растения продолжают и сегодня охлаждать климат нашей планеты, тем не менее, им трудно противостоять человечеству, которое выбрасывает в атмосферу из года в год огромные количества углекислоты, что опасно развитием глобального потепления на Земле.

Исследователи обнаружили ископаемое волосатого носорога