25/01/2012

Гнездо самого древнего динозавра было найдено в Южной Африке

Гнезда динозавров, которые были недавно обнаружены в Южной Африке, оказались на 100 миллионов лет древнее, чем те, что были открыты ранее учеными. Палеонтологи нашли 10 отдельно стоящих гнезд, в каждом из которых находилось до 34 яиц размером 6-7сантиметров. Ископаемые принадлежат прозавроподу масоспондила (Massospondylus), который являлся родственником таких завроподов с длинными шеями как, например, диплодокус (Diplodocus).

Ученые предполагают, что масоспондилы неоднакратно возвращались на место гнездования, откладывая яйца в группах – самый древний пример "колониального гнездования".

Останки древностью 190 миллионов лет, среди которых также находились скелеты зародышей динозавра, были описаны палеонтологами в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Древние ископаемые были обнаружены в Национальном Парке Золотых Ворот в Южной Африке.

Исследователи отметили, что в скале осталось еще много мест, которые вскоре станут доступны из-за процесса естественного разрушения скалы под воздействием атмосферы. Но недавняя находка принесла уже значительно больше сведений о динозаврах, обитавших на Земле в самые ранние периоды жизни.

"Несмотря на то, что в мире зарегистрировано довольно много обнаружений ископаемых динозавров самых различных видов, у нас на самом деле очень мало информации об их воспроизводительной биологии, особенно динозавров самых ранних периодов" – сказал Дэвид Иванс (David Evans), руководитель отдела палеонтологии в Королевском музее Онтарио.

"Эта удивительная серия гнезд возрастом 190 миллионов лет позволит нам узнать больше о воспроизведении динозавров в самом начале их эволюционной истории и служит подтверждением того, что гнездование было характерно и для динозавров самого раннего периода". Исследователи теперь занимаются осторожным извлечением из яиц хорошо сохранившихся зародышей, которые помогут им глубже изучить различные стадии развития динозавров".

Кроме эмбрионов ученым также удалось обнаружить следы окаменелых молодых динозавров. Это может свидетельствовать о том, что гнезда служили не только местом для откладывания яиц, но и своего рода детским садом. По словам ученых, динозавры, скорее всего, оставались в них до тех пор, пока не достигали определенного возраста.

Новая находка побила предшествующий палеонтологический рекорд, тогда, в 2011 году исследователи обнаружили в Монголии гнездо, в котором находилось 15 молодых динозавров.

Оригинал (на англ. языке): BBC