11/01/2012

В Бразилии обнаружено хищное растение

Растения питаются, порой, удивительными вещами. Учеными недавно было обнаружено небольшое цветущее растение, произрастающее в песчаных почвах Бразилии, которое ловит и ест нематодов или аскаридов своими липкими листьями, растущими под землей.

"Это яркий пример того, как растения, находясь в поисках пищи и воды, вырабатывают интересные механизмы, приспосабливаясь, таким образом, к экстремальным условиям своей среды" – отметил Рафаэль Оливейра (Rafael Oliveira), профессор ботаники из Государственном Университета Кампинас, в Сао Пауло, который подробно описал растение в исследовании, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Растение, названное Philcoxia minensis, живет в песчаных почвах большого экологического региона Серрадо, расположенного в тропической области саванны в Бразилии. Кроме обычных листьев, которые растут на стебле растения и используют солнечную энергию, чтобы преобразовывать углекислый газ в сахара, у Philcoxia также есть целая сеть небольших подземных листьев, каждый размером с булавочную головку, которые способны поглощать солнечный свет через белую песчаную почву.

Однако эти подземные листья служат и для других целей: они содержат железы, выделяющие липкую слизь, которая захватывает небольших червей и начинает переваривать их.

Чтобы проверить действительно ли растение переваривает червей или просто строит ловушки для создания большего количества органического материала в почве, ученые "накормили" растения нематодами, выращенными в лаборатории. Затем они исследовали ненасытные листья растений и обнаружили, что черви на самом деле были усвоены энзимами, а не разложились под воздействием микробов в почве.

Оливейра впервые узнал о Philcoxia от коллеги, который посетил отдаленную область, где растет этот "хищник" и позднее описал это необычное растение с подземными листьями. Открытие стало неким призывом к сохранению видов в Серрадо, который является одним из 34 регионов изобилующих биоразнообразием. Он отметил, что большинство мер направленных на сохранение растений и животных пока предприняты относительно дождевых лесов, а другие увлекательные экосистемы подобно Серрадо незаслуженно остаются без внимания.

Плотоядные растения часто бывают обнаружены в средах с жесткими условиями, с малым количеством питательных веществ, дефицит которых они восполняют белком, поедая насекомых или даже небольших грызунов, когда речь идет о "хищных" растениях больших размеров в форме кувшина. "Плотоядные растения подобно орхидеям представляют огромный интерес для исследователей" – сказал Арон Эллисон (Aaron Ellison), исследователь из Гарвардского Университета. "Я подозреваю, что в мире можно обнаружить еще более 600 растений подобного вида".

С другой стороны, как отметил Эллисон, почти все растения получают питательные вещества из органического материала. Просто не все ловят и переваривают его. "Существует, несомненно, и множество других растений с видоизмененными подземными листьями, которые являются плотоядными в некотором смысле: некоторые из них едят простейших животных, другие едят зоопланктонов или небольших насекомых" – добавил Эллисон. Исследователь отметил, что открытие еще одного плотоядного растения, обладающего способностью ловить и поедать нематодов с помощью своих липких листьев, очень значимо для естественной истории.

Сибирскими учеными начата работа по созданию новых растений с генами мышей