08/10/2007

Примитивные растения манипулируют насекомыми или "Меняю секс на еду"

Ученые из университета Юты обнаружили странный способ размножения примитивных растений группы саговниковых. Растения источают токсичный запах и выгоняют покрытых пыльцой насекомых из мужских шишек, а затем используют приятный аромат для привлечения этих насекомых к женским шишкам. Таким образом происходит опыление.

Было замечено, что насекомые, известные как трипсы (бахромчатокрылые мушки) покидают шишки саговников мужского пола, после того, как растения разогреваются и выделяют отпугивающий запах, (насекомые едят и покрываются пыльцой, содержащейся в белесых мешочках под чешуйками растения в мужских шишках). После того, как запах рассеивается, растение снова привлекает трипсов, но насекомые уже стремятся к шишкам женского пола, опыляя, таким образом, растение!

Ученые считают, что такой способ отпугивания-привлечения являет собой промежуточное звено в эволюционном процессе опыления.
Люди думают, что растения просто красиво выглядят, источают приятные ароматы и ждут опылителей, но эти саговники ведут специфический образ размножения, отпугивая, привлекая и, прямо скажем, обманывая насекомых (просто обмен еды на секс какой-то!). Кроме того, пыльца саговников - единственная пища трипсов, поэтому насекомые полностью зависят от растений. А трипсы, в свою очередь, - единственные насекомые, которые опыляют саговники.

Рассмотрим детальнее сам процесс и что же такое саговники, о которых идет речь.

У каждого отдельного растения бывает период опыления (известный как созревание шишек) - от одного раза в год до раза в несколько лет. Этот период продолжается всего четыре недели или меньше. После этого шишки разрушаются.

На протяжении двух недель, саговники могут повышать температуру своих шишек (в частности, мужских). Каждый день, между 11 часами утра и 3 часами дня, мужская шишка разогревается почти до 38 градусов Цельсия! Разогрев происходит при помощи запасов сахара, жиров и крахмала, которые при обычных условиях просто питают клетки растения. Даже если сорвать шишку в период опыления, она будет работать (нагреваться и остывать) еще на протяжении двух недель!

Нагрев сопровождается выбросом большого количества токсичного вещества со смертельным для насекомых действием. Этот запах и выгоняет насекомых, несущих пыльцу, из мужских шишек. То же вещество в малых дозах и некоторые другие запахи привлекают насекомых. По мере остывания, чрезмерный запах рассеивается, и шишки начинают привлекать трипсов обратно к себе. Покрытые пыльцой трипсы соблазняются приятным запахом и садятся на шишки саговника-самки, непреднамеренно опыляя ее.  Ежедневно получать горячие новости -  скачать новостной информер, быть в курсе мировых событий.

Оригинал (на англ. языке): Sciencedaily.com