16/11/2011

Камень, обнаруженный фермером штата Миссури – редкий вид метеорита

В 2006 году, фермер из штата Миссури нашел метеорит на склоне холма, расположенного неподалеку от города Консепшен-Джанкшен (населения 202 человека). Но только теперь ученные смогли определить, насколько ценным является это открытие.

Геохимик Рэнди Коротев (Randy Korotev) из Университета Вашингтона в Сент-Луисе и его коллеги идентифицировали камень, прилетевший из космоса, как редкий тип палласита. Как отмечают исследователи, в Соединенных Штатах ранее было обнаружено лишь 19 образцов различных палласитов. Метеорит прошел долгий путь, до того, как попал в руки Коротева.

Исследователи считают, что этот метеорит был когда-то частью астероида, который орбитировал вокруг солнца в астероидном поясе, расположенном между Марсом и Юпитером. В какой-то момент этот обломок сместился с орбиты и, будучи захвачен силой притяжения Земли, оказался на нашей планете. Ученые пока точно не знают, когда метеорит упал на Землю, но он был обнаружен в 2006 году, когда фермер, который пожелал остаться неизвестным, натолкнулся на особенно тяжелый камень на косогоре недалеко от Консепшен-Джанкшен.

Внешне этот камень был похож на обычный камень, но когда фермер отпилил край камня, он обнаружил красивую и необычную структуру внутри него. Зеленые кристаллы минерала, называющиеся оливинами, пронизывали железно-никелевую толщу подобно шоколадной крошке в печенье. Это и есть отличительные признаки палласита.

В 2009 году, Карл Эстон (Karl Aston), химик из Университета в Сент-Луисе и коллекционер метеоритов, прослышал о камне и, объединившись с друзьями, решил купить его. Для того чтобы точно определить какой тип камня, находился у них в руках, коллекционеры привезли его Коротеву, который хорошо известен среди энтузиастов, интересующихся метеоритами благодаря своему веб сайту, посвященному идентификации небесных обломков.

"Мы бы не участвовали в процедуре распознавания метеорита из Консепшен-Джанкшен, если бы Карл не нашел мой сайт" – отметил в своем сообщении Коротев. Ученый и коллекционер метеоритов сгорали от нетерпения провести исследование камня и определить его тип. Коротев и его научная группа взяли образец камня и проанализировали основную композицию кристаллов оливинов, находящихся внутри породы для последующей классификации. Они обнаружили, что это была разновидность камня, принадлежащего основной группе палласитов и схожего с большинством тех 19 образцов, которые были обнаружены в этой стране ранее.

Но для того чтобы точно установить, является ли этот обломок частью метеорита известного вида, который уже был изучен, или абсолютно новым видом камня, ученым были необходимы дополнительные исследования. Так, Кортев отправил камень Джону Уоссону (John Wasson) из Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе (США), у которого были специальные инструменты необходимые для анализа металлической матрицы, в которой находились кристаллы.

И тогда Уоссон сообщил о невероятном открытии, сказав, что камень был уникален и не имел отношения ни к одному из палласитов, которые были раньше обнаружены. Это позволило дать метеориту свое собственное название. И 27 августа 2011 года Номенклатурный комитет метеоритного общества официально назвал метеорит камнем Консепшен-Джанкшен, в честь местности, где он был обнаружен.

Стоит отметить, что стоимость даже ничем не примечательных метеоритов достигает $2–3 за грамм. Ввиду своей редкости камень Консепшен-Джанкшен оценили в $200 за грамм. Так как он весит около 17 килограмм, его стоимость составляет около $3,4 миллиона. Скорее всего, этот космический камень разрежут на куски, которые затем попадут в различные университеты и музеи.

Оригинал (на англ. языке): LiveScience Перевод: М. Гончар