25/04/2011

Ученые впервые создали частицу антигелия

Эти частицы исчезали сразу же после возникновения, но на долю секунды они были самыми тяжелыми частицами антиматерии, которые когда-либо были произведены в лаборатории.

Ученые из США обнаружили частицы антигелия, которые являются антиматерией гелия. Для создания частиц, исследователям пришлось сталкивать ионы золота около 1 миллиард раз на скоростях близким к скорости света.

Открытие антигелия в релятивистском коллайдере тяжелых ионов, который расположен в Брукхейвенской национальной лаборатории (штат Нью-Йорк), послужит подспорьем в поиске такого экзотического феномена, как звезды и галактики полностью состоящие из антиматерии. Ученые считают, что таковые вполне могут существовать в удаленных уголках Вселенной.

Антиматерия выглядит и ведет себя, как и обычная материя, за исключением одного ключевого момента: частицы антиматерии обладают равным и противоположным зарядом, по сравнению с тем веществом, из которого состоит привычный нам мир. Когда материя встречается с антиматерией, они уничтожают друг друга, при этом высвобождается большое количество энергии.

Исследователи из лаборатории в США, уже наблюдали 18 частиц антигелия, которые существовали в течении 10 миллиардных секунды, после чего врезались в коллайдер и исчезали в очень маленьком взрыве.

"Антигелий стабилен и если он не встретит ничего на своем пути, то будет существовать вечно", - сказал Айхонг Тэнг, физик из этой лаборатории. "Если не произойдет каких-то крупных открытий в технологии ускорителей, то за этой частицей останется рекорд самой тяжелой антиматерии в течении нескольких следующих десятилетий".

Антигелий - это самый тяжелый вид антиматерии созданный на сегодняшний день учеными: частица этого вещества, примерно в 10 миллионов миллиардов раз легче песчинки. Антилитий - следующая стабильная частица, которая обладает стабильностью, но чтобы образовалась хотя бы одна такая частица, Брукхейвенский коллайдер должен работать в течении нескольких тысяч лет.

Антиматерия - это одна из величайших загадок нашего существования. Равное количество материи и антиматерии образовалось при Большом Взрыве, и они должны были уничтожить друг друга в ходе огромного космического взрыва. Но по неизвестным причинам, осталась только нормальная материя, из которой состоит видимая нами Вселенная.

Поль Дирак, британский физик, который предсказал существование антиматерии, допускал, что в некоторых регионах Вселенной, могут быть целые галактики из антиматерии.

На следующей неделе, в ходе предпоследней миссии американского шаттла, на международную космическую станцию будет доставлен инструмент стоимостью в 2 миллиарда долларов - магнитный альфа-спектрометра (МАС), который будет искать признаки антиматерии.

"Антиматерия может образоваться и в ходе столкновения космических лучей около Земли, но шансы, что в ходе такого столкновения образуется невредимое ядро антигелия настолько исчезающе малы, что обнаружение даже одного такого ядра, будет достаточным основанием для предположения, что оно пришло к нам из той части Вселенной, которая состоит из антиматерии", - сказал Георг Риттер из Калифорнийского университета в Беркли.

"Антиматерия выглядит также как обычная материя, но даже если МАС обнаружит одно ядро антигелия, это будет означать, что некоторые галактики, которые мы видим, состоят из антиматерии".

Оригинал (на англ. языке): Guardian