11/03/2011

Людям есть чему поучиться у миролюбивых бонобо

Как известно, человек произошел от обезьяны и 98,7 % его ДНК схоже с тем, что у шимпанзе, но мы делим еще одну схожую черту с одним видом шимпанзе, которая не наблюдается у бонобо (карликовые шимпанзе). Это сходство – насилие. В то время как люди и шимпанзе воюют и убивают друг друга, бонобо отличается миролюбивостью. "В неволе или в диком лесу никогда не было зарегистрировано случаев, когда бонобо убивали один другого" – отмечает антрополог Брайэн Харе.

Харе является профессором эволюционной антропологии в Дюкском Университете. При поддержке Национального Фонда Науки он изучал поведение бонобо в Lola ya Bonobo в Демократической Республике Конго, приюте для молодых обезьян, чьи родители были убиты торговцами мяса. Конго является единственным местом в мире, где обитают эти поставленные под угрозу виды обезьяны.

"Мы посещали это святилище и наблюдали за решением игровых задач животными, чтобы попытаться понять и вычислить способ их мышления" – сообщил исследователь. "Это замечательные животные во всех отношениях. Стыдно, что немногие люди слышали о них".

Ванесса Вудс, автор книги "Рукопожатие бонобо" – воспоминание о ее опытах с этими мирными, веселыми приматами – отметила некоторые различия между бонобо и шимпанзе. "Шимпанзе могут быть очень симпатичными, любящими, но у них также есть отрицательные стороны. Они ведут войну, убивая друг друга, они бьют своих самок. Бонобо не делаю ничего подобного" – объяснила Вудс. "Они другие, поскольку им удается жить в обществе фактически без насилия. Как они делают это? Людям при наличии интеллекта и развитых технологий так и не удается жить без войны, и я думаю, что здесь мы бы могли многому поучится у бонобо."

Иногда конфликтные и напряженные ситуации у бонобо могут возникнуть при спаривании. "Всякий раз, когда в мире бонобо назревает конфликт, некоторый вид социополовой деятельности помогает каждому ужиться. Но, в общем, они относятся к мирному обществу – они более терпимы. Они более внимательны друг к другу, и если один из них расстроен чем-то, другой может обнять и успокоить его".

В одном анализе, Вудс и Харе были удивлены, когда голодный бонобо открыл ворота, чтобы поделиться едой с другим бонобо. "Мы думали, что стремление поделиться чем-нибудь с кем-нибудь может быть присуще только людям". Великодушная натура бонобо развилась, вероятно, потому что они живут в области Конго, где есть достаточно пищи. Они никогда не должны конкурировать с гориллами или убивать из-за еды подобно тому, как это делают шимпанзе.

Самки собираются вместе, создавая матриархальное общество, и когда необходимо восстают против угрожающих самцов. "Самки будут действовать вместе, чтобы защитить себя от мужской агрессии. Такую мужскую агрессию терпеть никто не будет" – сообщил Харе.

Среди шимпанзе, наиболее энергичные самцы имеют тенденцию возглавлять группу, чтобы доминировать над самками и более слабыми самцами. В обществе бонобо, отношения матери и сына доминируют и вызывают уважение остальных. "В основном, бонобо – "мамины сынки". По существу, это дебютирующее общество, где матери должны ввести своих сыновей в вежливое общество и только благодаря матери, молодые самцы бонобо обретут доступ к другим самкам" – объяснил исследователь.

Как же два таких аналогичных вида, бонобо и шимпанзе, развиваются по-разному? Понимание этого явления может пролить свет на поведение человека, учитывая, что мы во многом похожи.

"Люди являются, вероятно, наиболее великодушным видом на планете, подобно бонобо, но который обладает и темными сторонами характера, подобно шимпанзе. Так, хотя бонобо не могут летать на луну, они не убивают друг друга. Я думаю, они показывают яркий пример того, что значит интеллект. И мы многому могли бы научиться у них".

Японцы научили робота подчиняться командам обезьяны

Американские ученые сообщили, что им удалось создать робота-гуманоида, который способен действовать в соответствии с биотоками головного мозга живого существа. В качестве удаленного источника команд ученые выбрали обезьяну, находящуюся на большом расстоянии от робота.

Обнаружен новый вид курносой обезьяны, которая чихает в дождь