14/05/2010

Химики создали сборочную линию из ДНК

Химики из университета Нью-Йорка (New York University) и из Нанкинского университета в Китае (China's Nanjing University), создали сборочную линию из ДНК, которая сможет создавать новые материалы в микромасштабе.

Об этом сообщено в последнем выпуске журнала Nature.

"Индустриальная сборочная линия включает фабрику, рабочих и конвейер", - сказал профессор химии из Нью-Йорка Надриан Симэн (Nadrian Seeman), - "Мы эмулировали все эти характерные черты сборочной линии с помощью компонентов ДНК".

Сборочная линия состоит из трех ДНК-компонентов.

Первый - ДНК-оригами, - несколько сотен коротких ДНК-цепочек, которые управляют большой цепочкой ДНК, формируя ее в желаемую форму. Эти фигуры занимают площадь 100 на 100 нанометров, и толщиной примерно в 2 нм (нанометр - одна миллиардная метра). ДНК-оригами - это корпус сборочной линии.

Вторым компонентом являются три ДНК-машины или кассеты, которые служат программируемыми поставщиками сырья. В виде сырья, ученые используют золотые наночастицы, от 5 до 10 нанометров в диаметре. Изменяя последовательность касет, исследователи могут прекратить подачу сырья к растущей конструкции.

Третий компонент - ДНК-"скороход", принцип действия которого, напоминает сборку ходовой части автомобиля. Он двигается вдоль сборочной линии, останавливаясь у ДНК-машин для сбора ДНК-сырья.

Когда скороход двигается вдоль проложенных тропинок, он последовательно встречается с тремя ДНК-устройствами. Эти устройства могут быть приведены в состояние "включено", что позволит сырью попасть к скороходу, или в состояние "выключено" - перекрывая доступ скорохода к сырью. Таким образом, ДНК-продукт в конце сборочной линии может состоять из сырья собранного из одной, двух или трех ДНК-машин.

"Ключевая функция сборочной линии - это программируемость ДНК-машин подающих сырье, что позволяет генерировать 8 различных продуктов", - пояснил Симэн. Ежедневно получать горячие новости -  скачать новостной информер, быть в курсе мировых событий.

Инженеры представили новые гибкие батареи