18/12/2008

В далекой галактике обнаружена вода

Астрономы из Института радиоастрономии Макса Планка в Германии (Max Planck Institute for Radio Astronomy) обнаружили следы воды в галактике, удаленной от Земли на несколько миллиардов световых лет. Результаты исследований астрономов опубликованы в научном журнале Nature.

Обнаружить воду помогло так называемое мазерное излучение. Этот особый тип электромагнитного излучения возникает в результате наполнения энергией облаков межзвездной материи (в данном случае водного пара) космическими лучами.

Под воздействием этих лучей молекулы воды переходят сначала в возбужденное состояние, а затем согласованно "успокаиваются", испуская фотоны одинаковой частоты. Полученное излучение обладает очень узким спектром и высокой интенсивностью, поэтому является удобным объектом для изучения.

При помощи 100-метрового радиотелескопа Effelsberg астрономам удалось обнаружить мазерное излучение воды в свете квазара MG J0414+0534, удаленного от нас на 11,1 миллиарда световых лет. Столь далекий объект стал "видимым" для астрономов благодаря эффекту, известному как "гравитационная линза".

Среди более близких галактик источники мазерного излучения являются достаточно редким явлением - подобные излучатели содержит только пять процентов из них. Новое открытие указывает на большую распространенность мазеров в прошлом.

Кроме этого, так как квазары представляют собой активные галактические ядра, то ученые предполагают, что источником накачки для мазерного излучения служат сверхмассивные черные дыры. Этот факт, по мнению астрономов, открывает новые возможности для изучения этих загадочных объектов. Только мы расскажем интересные новости во всех подробностях.

Оригинал (на англ. языке): Newscientist

Черные дыры продолжают стремительно расти

Чёрные дыры – области в космическом пространстве с мощным гравитационным притяжением, которые неминуемы даже для объектов, движущихся со скоростью света – известны своими зверскими аппетитами. Однако эти «монстры», похоже, ещё прожорливее, чем ранее предполагали ученые. Гигантские чёрные дыры, большая часть которых (если даже не все) прячутся в центре галактик и увеличиваются в размерах с невероятной скоростью. Сверхмассивные чёрные дыры чудовищно огромны, их масса может превышать в 10 миллиардов

Астрономы доказали, что ростом черных дыр управляет темная материя

В центрах всех массивных галактик имеются черные дыры, размер которых, как установлено сегодня, зависит от количества в галактике темной материи. Причем, размеры последних больше тем, чем тяжелее галактика. Чем объяснить это, долгое время ученые понять не могли. Им пришлось провести массу исследований по изучению эллиптических галактик, чтобы понять, что размер дыры зависит от темной невидимой материи. Несмотря даже на то

Обнаружены самые старые быстрорастущие черные дыры

Ученые обнаружили самые старые из известных на сегодняшний день квазары. Обнаруженные квазары - это очень большие и активные черные дыры, которые расположены в центре галактик. Их масса очень велика - они весят от 100 миллионов до 10 миллиардов солнечных масс.