04/12/2016

Современные частные проекты освоения космоса

Начиная приблизительно с 2005 – 2010 годов, к освоению космоса, начали подключаться небольшие частные команды, не связанные с ведомственной средой. Такие как: Фирма - «SpaceX – Спейс икс», основанная предпринимателем «Илоном Маском», которая в настоящее время занимается разработкой недорогих ракет и космических кораблей многоразового использования, а так же планирует развитие пилотируемых марсианских программ.

Фирмы «Planetary Resources – Планетарные ресурсы» и «Deep Space Industries – Индустрия глубокого космоса», планирующие вести добычу драгоценных металлов на астероидах. Фирма «Энергетическая компания Шеклтон», предполагающая развитие производства ракетного топлива на луне, из лунного льда. Фирма «Scaled Composites LLC – Скайлед композитс», разработчик суборбитальных туристических кораблей, «Спейсшип – 1» и «Спейсшип - 2». Фирма «Bigelow Aerospace – Бигелоу Аэроспейс», планирующая строительство специализированной орбитальной станции, с надувными модулями, для космических туристов.

Новые космические частники, могут внести свежие тенденции в повестку дня, связанную с колонизацией космоса, так как их проекты относительно дешевые, но в то же время, способны повернуть дальнейшее развитие космонавтики в русло индустриализации внеземного пространства и освоения инопланетных ресурсов. До появления частников, колонизация космоса представлялась возможной только в неопределенной футуристической перспективе, после появления кораблей, способных слетать на луну и обратно на одной заправке топливом.

И развитие колонизации космоса, представлялось в виде гигантских, сверхдорогих государственных программ, длительностью в человеческое поколение. Но частники создали новый прогностический тренд, в рамках которого, несколько фирм с небольшими по глобальным меркам капиталами от нескольких десятков миллионов, до нескольких миллиардов долларов, способны запустить развитие новых направлений практического освоения космоса. Их программы будут мало масштабными, но будут приносить прибыль и служить наглядной демонстрацией того, что процесс индустриализации космоса может быть доступным и выгодным.

А далее начнется втягивание в этот процесс капиталов и фирм, с постепенным развитием космического рынка. Так как для запуска процесса развития индустриализации космоса частниками не нужны гигантские бюджеты и участие государств, роль флагманов в нем, могут взять на себя легкие на подъем, предприниматели и энтузиасты, то и сама колонизация космоса, в тренде частной космонавтики выглядит более доступной и быстро достижимой целью. Задачей не абстрактной футуристической перспективы, а вполне ясной целью для развития космонавтики и мировой индустрии, к которой можно подойти в перспективе нескольких ближайших десятилетий.

К недостаткам современного частного космического сообщества, можно отнести, довольно вялое развитие. Проектов много, но до реализации доведены только единицы. Самые известные из них, это проекты многоразовых ракет и легких космических кораблей для полетов на МКС фирмы Спейс икс. И суборбитальные туристические «Ракетопланы», фирмы Скайлед комопозитс. Учитывая то, что и многоразовые ракеты, и суборбитальные челноки «Спейсшип», еще не начали регулярные рейсы, а только проходят стадии тестирования.

Фирма Дип спейс индастрис только планирует запускать первые спутники для изучения астероидов. Можно сказать, что космонавтика новых частников еще находится на стадии первых опытных проектов, и темпы ее развития сейчас далеки от эффективных. Другой недостаток, на мой взгляд, присущий современной частной космической среде, это бессистемность.

Проекты частников разделены, они не связаны между собой в единый, глобальный план индустриализации космоса. В проектах нет взаимовыгодных кооперационных связей по отраслям. Таких как добыча астероидных ресурсов одними фирмами, производство топлива для транспортировки добытых в космосе материалов другими, ведение производственных и обслуживающих работ для сырьевой и транспортной инфраструктуры третьими, и т. п. Нет планов единой инфраструктуры, такой как транспортные системы, ремонтно эксплуатационные и производственные центры, служащие инфраструктурным ядром внеземной индустрии.

Нет глобальных планов интеграции космической индустрии в земную промышленную среду, с последующим переходом мирового производства в пространство солнечной системы. В общем, организаторы частных проектов задумываются только о реализации деятельности своих фирм. Глобальные возможности координации деятельности между разными фирмами и отраслями, выстраивания общей инфраструктуры и выстраивания взаимодействия с мировой индустриальной средой, в котором космическая индустрия должна служить мостом перехода от земной мировой промышленности, к космической, остаются без внимания. В то время, как это основные концептуальные вопросы, проработка которых необходима для выработки эффективных планов колонизации космоса.

начало статьи http://globalscience.ru/article/read/27810/

продолжение статьи http://globalscience.ru/article/read/27812/

Автор статьи Николай Агапов

Луна станет площадкой для исследования Марса

Глава NASA Джим Брайденстайн считает, что программа «Артемида» станет самой масштабной в истории освоения космоса. На первом этапе страны-партнеры планируют разработать конкретные шаги по превращению спутника Земли в стартовую площадку для исследования Марса. До 2024 года на поверхность Луны будут доставлены первые переселенцы, которые займутся созданием стационарных модулей и подготовят условия для межпланетных путешествий.

Концепция сетевого бизнес сообщества индустрии космической эры