09/12/2015

На Байконур отправлены аппараты миссии ЭкзоМарс

Орбитальный модуль и демонстрационный посадочный модуль «Скиапарелли» совместной российско-европейской миссии «ЭкзоМарс» отправлены на коcмодром Байконур для подготовки к старту, который должен состояться с 14 по 25 марта 2016 года. Прибытие космических аппаратов на Байконур ожидается в середине декабря 2015 года. 25 ноября во Франции специалисты Европейского Космического Агентства (ЕКА) представили орбитальный модуль Trace Gas Orbiter (TGO) и спускаемый модуль Schiaparelli (Скиапарелли).

Основной целью миссии «ЭкзоМарс» является поиск следов метана и других газов в атмосфере Марса, что может свидетельствовать о биологических и эндогенных геологических процессах на Красной Планете. Программа состоит из двух этапов. В 2016 году стартует первый этап, который должен подготовить почву для второго этапа в 2018 году. Планетологи полагают, что метан распадается под действием солнечного ультрафиолетового излучения и может существовать на Марсе всего 300-600 лет, что совсем немного в космических масштабах.

Это значит, что тот метан, который присутствует на Марсе сейчас, не может быть сформирован 4,5 миллиарда лет назад, в период, когда формировались планеты Солнечной системы. Известно, что на Земле 90% метана производится живыми организмами. Не так давно метан был обнаружен в северных районах Марса, и он вполне может иметь биологическое происхождение. На Земле существуют бактерии вида methanogenes, которые могут производить метан глубоко под поверхностью Земли в результате собственного метаболизма.

Вполне возможно, что под поверхностью Марса также существуют похожие бактерии, способные производить метан. Другая точка зрения связывает метан на Марсе с геологическими процессами. Например, на Земле газ получается в результате окисления железа, происходящего вблизи активных вулканов или горячих источников. Обе точки зрения могут быть изучены в ходе двух миссий программы ExoMars.

С российской стороны главным изготовителем научных приборов для предстоящей миссии выступает Институт космических исследований (ИКИ) РАН. Его специалистами разработан спектрометрический комплекс Atmospheric Chemistry Suite (ACS) для изучения химического состава атмосферы Марса с орбитального аппарата TGO. В комплекс входит Фурье-спектрометр для мониторинга трёхмерных полей температуры; Эшелле-спектрометр ближнего инфракрасного диапазона; ещё один Эшелле-спектрометр среднего инфракрасного диапазона и блок электроники для связи с космическим зондом и сбора научной информации.

Также на орбитальном аппарате TGO установлен нейтронный детектор FREND (Fine Resolution Epithermal Neutron Detector), разработанный ИКИ, совместно с болгарскими специалистами. Первый этап миссии 2016 года займёт примерно семь месяцев: от старта в марте 2016 года до прибытия на орбиту Марса в середине октября 2016 года. За три дня до вхождения в атмосферу Марса спускаемый аппарат Schiaparelli отстыкуется от орбитального модуля и начнёт программу снижения в атмосфере Марса. Скорость спускаемого аппарата при снижении по расчётам составит около 21 000 км/час.

Спускаемый аппарат будет тормозиться в атмосфере и использовать парашют, затем будет задействована система мягкой посадки на поверхность. Орбитальный аппарат будет вращаться вначале по эллиптической орбите, затем за счёт торможения в атмосфере Марса выйдет на круговую орбиту высотой около 400 км для изучения состава марсианской атмосферы.

Роскосмос: старт «ЭкзоМарса-2016» перенесен на март следующего года

По данным европейского космического агентства, запуск российско-европейского модуля Экзомарс перенесен на 2016 год. С заявлением о переносе сроков запуска выступил глава российского управления космическими исследованиями. В город Нордвак, Голландия, прошла встреча руководителя совета директоров проекта с членами западного космического агентства. Итогом встречи стало решение о смещении даты запуска модуля в космическое пространство. Начальное

Россия запустила животных в одномесячное космическое путешествие спустя 17 лет

Команда, состоящая из гекконов, мышей, песчанок и других животных была запущена на орбиту в пятницу (19 апреля). Данный эксперимент позволит изучить влияние на живые существа микрогравитации и радиации. Как уверяют представители космического агентства, все животные будут возвращены на Землю целыми и невредимыми. Животные космонавты были запущены на ракетоносителе Союз 2, который стартовал с космодрома Байконур. В общей сложности, на орбиту отправились 45 мышей, восемь монгольских песчанок, 15 гекконов и некоторые другие виды

Россия отправит межпланетную станцию на Луну в 2015 году

Российское космическое агентство Роскосмос объявило о том, что наша страна вновь начнет исследование Луны после сорокалетнего перерыва. Возобновление российской программы исследования Луны состоится в 2015 году, когда будут отправлены по меньшей меры четыре автоматических станции. В дополнение к этому, планируется отправить команду российских космонавтов на Луну не позднее 2030 года. Новые миссии на Марс будут разрабатываться и стартовать с нового космического центра под названием Восточный космодром.