11/09/2015

Обнаружено магнитное поле в звездной системе Epsilon Lupi

Команда астрономов обнаружила так называемое “ископаемое” магнитное поле в у обоих звезд древней двойной звездной системы под названием Epsilon Lupi. Epsilon Lupi, также известная как HD 136504 является ярким двоичным объектом расположенном в южном созвездии Lupus. Пара звезд находится примерно в 500 световых годах от нас, а масса каждого приблизительно в 7-8 раз больше массы Солнца. Их общая яркость более чем в шесть тысяч раз больше яркости нашего Солнца Астрономам в течение многих лет было известно, что Epsilon Lupi является двоичной системой, однако они понятия не имели, что обе звезды обладают магнитным полем.

“Существование магнетизма у массивных звезд было загадкой для ученых, и новое открытие может помочь пролить свет на вопрос о том, почему такие звезды имеют магнитное поле”, сказал член команды и ведущий автор статьи Мэтт Шульц из Королевского университета (Канада). В холодных звезд, таких как Солнце, магнитные поля генерируются в результате сильной конвекции во внешних слоях звезды, где горячий материал поднимаясь – охлаждается, и затем охлаждаясь падает обратно.

Но по существу в оболочках массивных звезд нет конвекции, поэтому нет и необходимых условий для существования магнитного поля. Тем не менее, около 10 процентов массивных звезд имеют достаточно сильные магнитные поля. Исследователями было предложено два объяснения происхождения полей, оба варианта основываются на идее “ископаемого” магнитного поля – поля, генерируемого в какой-то момент в прошлом звезды, а затем запертого под поверхностью звезды.

Первая гипотеза заключается в том, что магнитное поле было сгенерировано в то время, когда звезда формировалась. Вторая в том, что магнитное поле возникает в результате движения материала, приводимого в движение, когда две уже сформировавшиеся звезды гравитационно воздействуют друг на друга. Исследование показывает, что сильные магнитные поля схожи у обеих звезд Epsilon Lupi, однако их магнитные оси не со-направлены. Может даже оказаться, что двойная звездная система обладают общим магнитным полем. Звезды располагаются достаточно близко друг к другу, в результате чего их магнитосферы могут взаимодействовать на протяжении всей орбиты их движения друг около друга. Это означает, что их магнитные поля могут даже выступать в качестве гигантского тормозного механизма, замедляющего звезды.

Раскрыта загадка магнитного поля Юпитера

Долгие годы оставалось загадкой магнитное поле Юпитера, структура которого напоминает магнитное поле Земли, хотя небесные объекты эти совершенно друг на друга не похожи. Наконец, стало возможным изучить магнитное поле газового гиганта более подробно. Удалось это благодаря компьютерной модели, созданной группой сотрудников Института исследований Солнечной Системы под руководством Макса Планка.

Магнитное поле Земли ослабевает

Изменения магнитного поля Земли происходили в прошлом не раз. Известно, что поле меняет направление в среднем примерно раз в 250 тысяч лет. Однако последний существенный сдвиг магнитных полюсов, так называемый переход Брюнес-Матуяма, произошел уже более 780 тыс. лет назад. Очевидно, что смена магнитных полюсов должна произойти в "ближайшем" будущем.

Обитаемы ли планеты, находящиеся рядом со звездами