22/06/2015

На Венере найдены активные вулканы

Международная группа ученных получила практически неопровержимые доказательства присутствия активных извергающихся вулканов на Венере. Венеру не зря называют сестрой Земли, эта планета имеет практически идентичные размеры и, вероятно, внутреннее строение с мощным источником внутреннего тепла, скорее всего радиоактивной природы.

Это тепло обязано иметь какой-то выход на поверхность, вулканизм сюда вписывается как нельзя лучше. Следы вулканической активности на Венере уже ищут более 60 лет при помощи космических аппаратов, а большинство моделей планетарной эволюции показывает: миллиарды лет назад вторая планета буквально утопала в лавовых потоках. Сохранилась ли эта активность сегодня - большая загадка.

Дополнительные трудности в исследовании планеты создает «железный венерианский занавес» - чрезмерно плотная и невероятно горячая атмосфера, делающая непосредственное наблюдение поверхности абсолютно невозможным. Прорваться туда в состоянии лишь сверхкороткие волны, такие как инфракрасное излучение. К счастью, мощной ИК-камерой был оснащен зонд ЕКА Venus Express, который всего 5 месяцев назад закончил свою миссию по изучению Венеры.

Ученые из Института изучения Солнечной системы им. Макса Планка провели детальный анализ данных, собранных ИК-прибором Venus Monitoring Camera за восемь лет работы (2006-2014 гг). На снимках были выявлены четыре локальных горячих пятна, температурный фон которых был в среднем на 350 С выше, чем у окружающей поверхности.

Но что более важно, яркость этих точек, а соответственно и температура резко снизилась с изначальных 830 С до средних венерианских 480 С всего за несколько земных суток. На более ранних фотографиях в этих областях температурных скачков не обнаружили. По мнению специалистов обнаруженные перепады наилучшим образом согласуются с присутствием свежих лавовых потоков в каждой из четырех горячих точек. Все 4 области аномальной тепловой активности расположены близ каньона Ганика и щитовидного вулкана Маат.

Этот регион представляет собой крупную продольную впадину, возникшую в результате разрыва в коре, иначе говоря тектоническую рифтовую зону. На нашей планете вулканы в подобных областях - распространенное явление. Собранные нами данные являются наиболее вескими доказательствами, что вулканическая активность присутствует и на Венере. Рассказал ведущий автор работы, Евгений Шалыгин из Института исследований Солнечной системы имени Макса Планка.

Также в 2010, а затем и в 2012 годах другие команды ученых обнаруживали достаточно веские косвенные следы присутствия вулканов на Венере: резкое увеличение содержания диоксида серы в локальных регионах и др. Но данных тогда оказалось недостаточно.

Вулканическая деятельность на Луне продолжалась еще миллион лет назад (фото)