11/10/2012

Астрономы обнаружили внутри красного гиганта огненную спираль

Радиотелескоп ALMA зафиксировал звезду-красный гигант в созвездии Скульптора, внутри которой находится "огненная спираль", образованная взаимодействием солнечного ветра, исходящего от угасающего светила, с его невидимым компаньоном, передается в статье, которая была опубликована в журнале Nature.

Группа исследователей из Боннского университета во главе с Маттиас Меркер изучила процессы, протекающие в престарелых звездах, они относятся к определенной ветви гигантов, которую называют асимптотической (AGB).

AGB-звезды представляют собой небесные светила, масса которых составляет от 2 до 10 солнечных. Исчерпав свои запасы водородного горючего, они превратились в красных гигантов, как объясняют ученые. Нередко вокруг красных гигантов формируется шарообразная оболочка, состоящая из разогретых газов в виду работы солнечного ветра и солнечных вспышек, появляющихся внутри ядра светила. Оно в свою очередь выбрасывает во внешнюю среду большие объемы плазмы. Такие вспышки, по современным представлениям, могут длиться сотни и тысячи лет.

Для поиска таких звезд авторы статьи применили мощности строящегося в чилийской пустыне Атакама радиотелескопа ALMA. В поиске AGB-звезд ученые обратили главным образом свое внимание на весьма необычное светило в одноименном созвездии - звезду R Скульптора, которое удалено на 1,5 тысячи световых лет от Земли. Небольшое расстояние до светила и достаточно высокая разрешающая способность ALMA дала возможность астрономам заглянуть внутрь газовой оболочки, обрамляющей звезду, и получить ряд ее высококачественных снимков.

Каково было удивление Меркера и его коллег, когда они обнаружили, что оболочка R Скульптора представлена не в виде полого шара или набора из нескольких сфер, а самую настоящую трехмерную спираль, сформированную из завитков раскаленного газа. Данная спираль, как полагают ученые, возникла вследствие взаимодействия солнечного ветра, порожденного небольшими вспышками внутри светила, а также невидимого для нас объекта.

Астрономам удалось вычислить скорость движения этих завитков спирали, которую впоследствии они использовали для расчета времени самой последней вспышки. В ядре последний всплеск светила произойти должен был примерно 1800 лет назад. За все это время, выброшенная умирающей звездой материя, должна была стать спиралью с пятью витками, существующую сегодня внутри газовой оболочки, которая окаймляет светило.

Меркер и его коллеги считают, что наблюдения за этой звездой в будущем могут помочь понять эволюцию красных гигантов и влияние вспышек в их недрах на производство космической пыли, являющейся основой будущих планет.

В созвездии Киля обнаружена новая экзопланета

Результатом долгих наблюдений, проводимых французскими астрономами в течение нескольких месяцев, стало изображение экзопланеты-гиганта, полученное с помощью телескопа VLT. Самая легкая экзопалнета была замечена в южном полушарии неба в созвездии Киля. Наблюдая на протяжении нескольких месяцев за созвездием Киля, астрономы обнаружили на расстоянии 293 световых лет сравнительно молодую голубую звезду. Масса звезды, обозначенной как HD 95086, чуть превышает массу Солнца и была образована около 10-17 миллионов лет назад.

Планета, которая губит свою звезду

Ученые выяснили, что экстремальная массивная экзопланета WASP-18b, которая является самым массивным из известных науке Юпитеров, старит родительскую звезду, разрушая медленно ее магнитное поле. Звезда, поэтому ведет себя, по словам ученых, не по возрасту – она относительно спокойна, что говорит о ее «преклонном» возрасте. Потому что, звезды молодые отличаются высокой активностью, связанной с их вращением вокруг оси, более

Солнечной системе угрожает нейтронная звезда

В созвездии Геркулес есть компаньон двойной звезды, известный как HIP85605. Его отделяют от Земли шестьдесят световых лет. Исследователь, работающий в Институте Макса Планка-доктор астрономии Корин Бейлер-Джонс, подсчитал в своей диссертации, что она будет проходить на расстоянии 8000 астрономических единиц (0,04 парсека), поэтому для нашей планеты это никакой угрозы не представляет, как и для планет других в звездной системе.