27/04/2012

Древний вулкан Санторини начинает просыпаться

Культовые белые крыши домов, расположенных на греческих островах вулканического происхождения Санторини, возможно, еще недолго будут украшать собой эту местность. Здания города возведены на основании гигантского подводного вулкана, который, по предположениям ученых, стал главной причиной уничтожения древней минойской цивилизации Крита. И теперь он постепенно начинает просыпаться.

Около 3600 лет назад, в самом разгаре минойской цивилизации, извержение вулкана Санторини стало одним из самых больших во всей истории. В результате извержения соседние острова были накрыты грудами пепла, толщиной почти тридцать метров. Кроме того, вулкан вызвал гигантское цунами, опустошившее Крит, примерно на 110 километров к югу.

Меньшие извержения, происходившие в последующее тысячелетие, резко прекратились в 1950 году. Теперь, после 60 лет спокойствия, вулкан повторно пробудился в конце прошлого года с нарастающей серией землетрясений. Когда геологи обратили более пристальный взгляд, они смогли увидеть, что земля раздувалась так же, как если бы спящий вулкан зевал.

Землетрясения и деформации почвы, наблюдаемые между 2011 годом и началом 2012, беспрецедентны начиная с последнего извержения 1950 года. Но только потому, что вулкан начинает «дыхание», не означает, что он готов к извержению. Исландский стратовулкан Eyjafjallaj?kull действительно выпустил извержение в 2010 году после собственной серии деформацией почвы и землетрясений, а вот вулкан в Long Valley в Калифорнии дышит в большой степени с 1980 года без извержения вообще.

Так, что же готовит будущее для Санторини?

В недавнем анализе вулкана, опубликованном в Geophysical Research Letters, ученые утверждают, что последнее вздутие Санторини происходит из-за 14.1 миллионов кубических метров магмы, накапливающейся в пласте расположенном приблизительно в 4.5 километрах ниже поверхности земли.

Это может показаться огромной массой расплавленной магмы, но это всего лишь приблизительно 0.03 процента предполагаемого вулканического объема чудовищного извержения 1650 года до н.э. — этого не достаточно для повторного катаклизма. Если Санторини, все же, извергнется, то это, наиболее вероятно, будет относительно небольшим событием, говорят авторы исследования.

Однако, они действительно предполагают некоторую опасность: “Потенциально, есть более опасный эффект из-за вулканического выброса пепла и землетрясений, которые могут повредить здания, вызвать оползни вдоль крутых утесов кальдеры и породить местные цунами, которые могли бы быть опасными для местного судоходства в пределах островов”.

Оригинал (на англ. языке): Physorg com

3500 человек эвакуировано из-за извержения вулкана в Чили

В субботу 4 июня, 2011 года один из вулканов в Кордоне Каулле, в южной части Чили начал сильное извержение вздымающегося дыма и пепла высоко в небо, заставив организовать срочную эвакуацию более чем 3500 человек, которые живут по соседству. Колонна дыма и горячего пепла начала появляться из вулкана Пуйехуе (Puyehue), примерно 1100 километров к югу Сантьяго, Чили. Авторитетным специалистам уже удалось эвакуировать около 600 людей, живущих неподалеку от вулкана.

Стихийное бедствие вулкан