25/07/2011

Забавное зрелище: обезьяна делает себе педикюр

Выполнение "педикюра" мандрилом, проживающим в зоопарке Честера, навело ученых на мысль о том, что обезьяны способны орудовать не только простыми, но и более передовыми инструментальными средствами. Ученые из Университета Дарема в Великобритании, сняли на видео, как мандрила удаляет грязь из-под ногтей, предварительно смастерив подходящий для этого прутик. Они опубликовали сведения в журнале "Behavioural Processes".

Мандрилы являются пятым видом обезьян Старого Света, которые способны обдуманно использовать инструментальные средства. Не человекообразные обезьяны, включая шимпанзе и орангутангов, могут применять основные инструментальные средства соответственно специфическим рабочим местам.

Одним из известных примеров такого поведения является ловля рыбы на термитов обезьянами шимпанзе, когда животные превращали ветку в тонкую удочку, чтобы просунуть ее в термитник и набрать насекомых в качестве наживки для рыбы. "Это – способность, которая еще несколько лет тому назад, считалась присущей только людям" – отметил доктор Риккардо Пансини (Riccardo Pansini), который вел исследование. Новые сведения, как сообщил он, указывают на то, что интеллект обезьян может быть тоже недооценен.

"Разница между обезьянами и большими человекообразными обезьянами не такая уж большая, как мы прежде думали, с точки зрения использования средства и их модификации" – сообщил также Пансини агентству BBC Nature.

Доктор Пансини снял на пленку данный материал в ходе исследования поведения мандрилов зоопарка в стрессовых ситуациях. Его исследование проводилось в условиях ландшафта специально спроектированного для животных, который подразумевал наличие кустов, чтобы позволять животным прятаться как на воле. На кадрах, которые удалось снять доктору Пансини, взрослый самец мандрила очищает найденный прут, очевидно, чтобы сделать его более тонким. Животное затем использует обработанную палочку с целью соскоблить грязь из-под своих ногтей.

И хотя ученые был поражены этой преднамеренной обработкой инструмента животным, Пансини сказал, что это его совершенно не удивляет. "Ранее было замечено, что мандрилы чистили свои уши, специально смастеренными инструментами в условиях дикой природы" – сообщил он BBC Nature. "Это, по предположению ученых, помогает животным избежать развития инфекций уха и, следовательно, имеет большое значение в поведении с точки зрения гигиены".

Он считает, что содержание обезьян в неволе может являться причиной такого поведения. "В неволе у животных больше времени для выполнения задач, которые не сфокусированы на поисках пищи или спаривании" – сказал он. "Так, в зоопарках, Вы можете наблюдать немного странное поведение животных". "В диком мире "педикюр" считается вполне обычной процедурой" – объяснил исследователь. "Но чистка ушей специально сделанным инструментом, вероятно, позволяет животным немного облегчить боли в ушах.

Доктор Аманда Сид (Amanda Seed), эксперт в области использования инструментов приматами из Университета Св. Эндрю в Великобритании, похвалила исследователя за такие интересные снимки, но отметила, что все же было не до конца ясно, моделировал ли мандрил умышленно палочку для определенной цели – создание "инструмента для чистки ногтей".

Оригинал (на англ. языке): BBC  Перевод: М. Гончар