16/03/2011

Орхидея может имитировать запах падали для привлечения опылителей

Наслаждаясь ароматом цветов дикой природы, опасайтесь или проходите мимо орхидей из Южной Африки. Эти цветы способны имитировать цвет и запах гниющей плоти с целью привлечения своего основного опылителя, серую мясную муху.

"Мы знаем, что обманывать насекомых для привлечения и собственного опыления – это характерное свойство орхидей. Мы также знаем, что некоторые виды растений для привлечения мух могут сымитировать даже морковь. Чего мы не знали, так это насколько успешно это практикуется" – сообщил Тимотеус ван дер Ниет (Timothe?s van der Niet) из Университета Квазулу-Натал в Южной Африке. "Имитирование не часто является слишком эффективным способом для опыления растения".

Орхидея Satyrium pumilum была обнаружена в Южной Африке, где она использует относительно слабый запах, гниющей плоти, чтобы завлекать мясных серых мух. Мухи, как правило, слетаются на падаль, которая служит в качестве пищи для их личинок.

"Цветы орхидей невероятно специализированы в своих действиях. Они привлекают не всех мух, а только мух правильных размеров, которые смогут принять правильную позицию для сбора пыльцы" – отметил Тимотеус ван дер Ниет.

Исследователи были заинтересованы тем, как цветок привлекает опылителей, поскольку он не использует нектар, как это делают некоторые другие растения. Цветок действительно очень обманчив; большинство опылителей, подобно пчелам собирают приятный нектар для обслуживания цветов, но мухи не получает ничего взамен на свой визит в орхидею. Мухи, посещая орхидею, покрываются ее пыльцой и таким образом доставляют эту пыльцу (зерна, из которых впоследствии образуются клетки спермы) в женскую воспроизводительную часть другой орхидеи вида Satyrium pumilum.

"Мы обнаружили, что аромат играет важную роль в притягивании мух, и даже внутри цветка различные ароматы привлекают мух, подсказывая им правильную позицию для сбора пыльцы" – сообщил дер Ниет.

Исследователи обнаружваили большое количество этих мух, покрытых цветочной пыльцой, в трупах животных сбитых автомобилем, которых они находили. Дорожные трупы животных также привлекали и мух других видов, но у которых не наблюдались признаков посещения орхидеи.

"Комбинация запаха и зрения неопровержима у некоторых мух. Уровень морковной имитации изумляет; мы даже видели как самка мухи оставляла личинку в цветке, поскольку она думала, что это была морковь" – рассказал дер Ниет. "Это природное явление может вполне опровергнуть выражение: слетелись как мухи на мед".

Анализ был опубликован в мартовском выпуске журнала "Annals of Biology".

Оригинал (на англ. языке): LiveScience  Перевод: М. Гончар

Космос пахнет металлом и мясом

Американские ученые раскрыли секрет, будораживший долгое время умы многих ученых: какой запах на самом деле у космического пространства. В принципе, ответы людей, которые побывали на орбите, только озадачили специалистов. По словам всех астронавтов, космос пахнет металлом и мясом. "Когда я находился на МКС, я постоянно чувствовал аромат хорошо прожаренного стейка, запах сварочных аэрозолей и горячего металла", – описывает ощущения Тони Антонелли

Эксперты из Бельгии выяснили, какая ткань лучше подходит для спортивной одежды

Эксперты из Бельгии провели исследование, которое показало, что покупка дорогой спецодежды из синтетических материалов для занятий спортом, может стать лишь пустой тратой денег. В Университете Гента обнаружили лучшую альтернативу дорогой спортивной одежде. Оказалось, что оптимальным материалом для спортзала является хлопок. Эта ткань предотвращает неприятные запахи и не вредит здоровью во время занятий спортом.

Ученые назвали продукты, формирующие неприятный запах изо рта