21/07/2010

"Эффект победителя" изменяет строение мозга

"Среди многих видов животных встречается так называемый эффект победителя, но раньше никто не понимал как это происходит" - сказал зоолог Метью Фуксджагер, ведущий автор публикации.

Это исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Science.

"Мы наблюдали за тем, как изменяется мозг в ходе борьбы за территорию, а также за отличием в поведении в двух ситуациях: в первом случае животное защищает свою территорию, а во втором незнакомое ранее место", - сказал Фуксджагер.

В эксперименте был задействован крайне тирриториально-конкурентный вид мышей. Фуксджагер, совместно с коллегами, вначале позволили самцу мыши выиграть три раза подряд в борьбе за территорию. В первом случае борьба происходила в уже известной ему клетке, а в другом - в неизвестной. На четвертый раз, ученые замерили число рецепторов андрогена в головном мозгу мыши. Андроген играет важную роль: чем больше рецепторов андрогена в головном мозгу, тем больший эффект на мышей оказывает тестостерон.

В трех из девяти регионах мозга, ученые обнаружили увеличение количества андрогенных рецепторов. При этом в одном из регионов количество рецепторов увеличивалось независимо от места борьбы за территорию.

В оставшихся двух регионах мозга, уровень рецепторов увеличивался только в том случае, когда выигрыш происходил на домашней территории. Даже если только последняя четвертая победа добывалась на незнакомой территории - этого хватало, чтобы нивелировать первые три домашние победы: в этом случае в этих двух регионах не наблюдалось увеличения рецепторов.

Фуксджагер пояснил, что эти регионы мозга влияют на социальную агрессию и подкрепление наградой.

Также исследователи хотели выяснить, каким образом количество рецепторов андрогена влияет на поведенческие реакции мыши в борьбе за территорию. На основе наблюдений за схватками мышей, ученые присвоили каждой мыши определенное количество баллов, которое отражает поведение мыши в борьбе. Затем они измерили количество рецепторов андрогена у этих мышей.

"Во время борьбы, они не дерутся до увечий: в основном борьба носит ритуальный характер", - пояснил Фуксджагер. Таким образом, удается избегать увечий и травм.

Исследователи обнаружили, что животные, которые принимали участие в борьбе только на своей территории, а значит, обладали большим количеством андрогенных рецепторов, проявляли самую высшую степень доминантного поведения. Животные с меньшим уровнем андрогенных рецепторов, проявляли себя менее доминантно.

"Некоторые последствия побед являются долгосрочными, и мы считаем, что речь может идти о изменениях в нервной системе", - сказал Ларри Вольф, профессор биологии Сиракузского университета, который принимал участие в исследовании. "Эти результаты ясно показывают изменения нервной системы, которые коренным образом изменяют уровень агрессии".